УЧЕБНЫЙ РЕЙТИНГ: УЧЁТ И ВОЗМОЖНОСТИ ГЛИКМАН Иосиф Залманович, профессор Московского городского педагогического университета Сегодня такая эффективная система обучения студентов, как учебный рейтинг, недостаточно используется в практике высшей школы. <...> Между тем ещ¸ в начале 90-х годов на художественно-графическом факультете Московского педагогического государственного университета (МПГУ) мною была введена своеобразная рейтинговая система организации семинарских занятий. <...> Мой опыт обучения студентов, накопленный к этому времени, показывал, что сложившаяся система проведения семинаров устарела и требовала определ¸нной модернизации. <...> Студент читает и конспектирует указанную преподавателем литературу, готовит доклад или выступление, посещает семинарское занятие и выступает на н¸м потому, что он должен, обязан это делать. <...> Преподаватель так и говорит студентам: «Вы должны к следующему занятию то-то прочитать и законспектировать, то-то подготовить». <...> Если преподаватель не да¸т задания к следующему занятию, то студенты радуются — им легче жить! <...> Преподаватели часто жалуются на слабое посещение семинаров студентами, на недостаточную подготовку к занятиям, пассивность в ходе самого занятия. <...> Такая организация семинарских занятий приводит к недогрузке студентов в первой половине семестра (когда до экзаменов ещ¸ далеко) и к существенной перегрузке в конце семестра, а особенно во время экзаменов — из-за недостаточной проработки материалов в течение семестра. <...> Кроме того, преподаватель, да и сам студент, до экзамена не совсем понимает, на каком уровне овладения наукой он находится в каждый момент (хотя бы — в каждую неделю) своей работы. <...> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ № 4/2015 Учебный рейтинг: учёт и возможности Такая неопредел¸нность затрудняет управление учебной деятельностью. <...> Но главная беда сложившейся системы семинарских занятий — непродуманное стимулирование учебной деятельности. <...> Даже такой <...>