Отказ от модернизации школа стране никак не простит. <...> Школа берётся исправить, что в государстве не так, Новых людей воспитаем, и прекратится бардак. <...> Если отнестись к докладу Игоря Викторовича, там звучало, причём в цифрах, такое мнение: вот захотели вы патриотическое воспитание — получите, мы его напишем в наших целях. <...> Но это не вызов школы, это отзыв школы. <...> Это не вызов школы обществу, а ожидание конкретного запроса от общества. <...> Есть ещё такие вызовы, о которых говорилось и в докладе Игоря Викторовича, и в иных докладах: тьюторство, школа-парк, 37 планшеты. <...> И постараемся обсудить философские проблемы вызовов образованию. <...> Слово для первого доклада предоставляется Анжеле Петровне Мальцевой. <...> В первой части я буду говорить о том, что высокий уровень социального доверия и само доверие очень важны для нормального функционирования всех со38 циальных институтов, для процветания общества. <...> И здесь воспользуюсь таким образом: социальное доверие можно уподобить некой смазке или маслу, без которых никакие машина, мотор, механизм не будут работать. <...> Такие страны несут колоссальные экономические издержки, поскольку нет вот этой смазки, нет вот этого масла, которое смазывает механизм, и страна погружается на дно, социальные отношения чрезвычайно формализуются, процветает сутяжничество, и не накапливается в достаточном количестве социальный капитал, особенно если страна нуждается в модернизационном рывке. <...> Социальный капитал — это термин, который во всяком случае я использую для указания на все успешные взаимодействия, которые приводят к социальным последствиям, то есть оказались полезными для общества, причём осуществляются незнакомыми людьми и тем более не родственниками. <...> Если вы меня спросите: «Вот наш круглый стол — это монетка, которая упадёт в копилку под названием социальный капитал или нет?» — я скажу: «Да, это монетка». <...> Да, многие участники круглого стола знают друг друга, поэтому это не совсем социальный <...>