Теория для практиков ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ А.Э. <...> Шпаков Во времена быстротекущих преобразований, нововведений и реформ в отечественном образовании сохранение и укрепление культуры научного мышления представляет собой работу чрезвычайной важности. <...> Основу и важнейшую особенность научного мышления составляет рационализм, то есть критическая дискуссия с исключительной целью выявления истины. <...> На этом пути нужна и изобретательность в критике уже существующих теорий, и умение формулировать новые продуктивные гипотезы. <...> Их участники должны отчётливо понимать, что победа в таком споре — ничто, в то время, как малейшее прояснение какой-либо проблемы или ничтожнейшее продвижение к более ясному пониманию своей или чужой позиции — величайший успех. <...> Цель научной дискуссии не в том, чтобы заставить противника перейти в другую веру. <...> Вполне достаточно, что бы все участники почувствовали, что научились видеть вещи в ноПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 1/2016 Теория для практиков вом свете или хотя бы немного приблизились к истине1. <...> Серия сборников «Исследования гуманитарных систем», несомненно, полезна как по содержанию обсуждаемых научных проблем, так и по форме дискуссии. <...> Сама идея обсуждения центральной статьи, служит укреплению рационалистической традиции — критической дискуссии ради приближения к истине, без чего наука, вообще и существовать не может. <...> Успех дискуссии во многом определяется масштабом личности её участников. <...> Чем лучше участники понимают друг друга, чем яснее мировоззренческие позиции, эстетические и нравственные ориентиры, тем понятнее собеседник, тем плодотворнее дискуссия. <...> Научное мировоззрение не представляет собой картину космоса, раскрывающуюся в своих вечных и незыблемых чертах перед изучающим её, сторонним и независимым человеческим разумом. <...> Автор центральной, выставленной на обсуждение статьи «Соотношение структурных и процессуальных компонентов <...>