Бершадский В своей вступительной статье А.А. Остапенко представил очень интересный вариант распутывания «терминов и определений, связанных с системами и процессами в педагогике». <...> Я не считаю себя дидактом, поэтому всегда старался избегать высказываний на общепедагогические темы именно из-за крайней запутанности и многозначности терминологии. <...> Тем не менее рискну попробовать внести и свою лепту в тему, предложенную для обсуждения, тем более что теория П.К. Анохина, возможно, может внести существенный вклад в разрешение проблемы проектирования дидактических систем и процессов. <...> Но начать всё-таки придётся, если и не с распутывания, то хотя бы с некоторого уточнения используемых далее понятий. <...> Регулярно воспроизводящиеся утверждения о различиях между естественнонаучным и гуманитарным знанием, обычно приводящиеся в качестве аргумента, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 1/2016 оправдывающего отсутствие строгости в гуманитарных умозрительных построениях, не могут служить оправданием. <...> Многозначность исходных понятий — нормальное состояние любой науки на начальном этапе её становления. <...> К сожалению, о проведении международного педагогического конгресса, посвящённого единству терминологии, можно только мечтать. <...> В обзорной части статьи А.А. Остапенко упоминаются методические, педагогические, воспитательные, образовательные системы и модель образовательного процесса. <...> Методика — это часть дидактики, теория воспитания — раздел педагогики, понятие образовательной системы имеет множественные трактовки, поэтому его использование в значении «система обучения и воспитания» нужно специально разъяснять, иначе у читателя почти неизбежно будут возникать ассоциации с министерствами, управлениями, ступенями образования, законодательным, 4 Цитируется по: Быков Г.В., Крицман В.А. <...> ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 1/2016 Теория для теоретиков финансовым, материально-техническим и кадровым обеспечением, программами <...>