Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников Ирина Юрьевна Островская, учитель русского языка и литературы, методист гимназии № 528 Санкт-Петербурга, председатель жюри секции «Русский язык» конференции «Победители победителей», член жюри Всероссийской олимпиады школьников по литературе, истории и МХК • исследовательская работа • составные части исследования • организация исследовательской деятельности • практическая значимость исследования • этапы исследовательской деятельности • Прошла очередная конференция, представляющая лучшие исследовательские работы учащихся 5–11-х классов, определены и награждены победители — лучшие из лучших, не случайно конкурс так и называется — «Победители победителей». <...> Практика последних лет, однако, показала, что жюри ряда секций не может присудить 1-е место ни одной работе в силу ряда причин. <...> Вот на них и хотелось бы обратить особое внимание научных руководителей и учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью. <...> Предполагается, что конечная цель исследовательской работы — самостоятельное открытие, интересные, неожиданные выводы, сформулированные учащимся. <...> Успех (в нашем случае победа) определяется рядом факторов: 1. <...> Психологическая составляющая (психологическая подготовка учащегося к защите). <...> ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2’2015 Неуспех, в свою очередь, связан с нарушениями, которые допускаются при подготовке исследовательской работы. <...> Ошибки в формулировке темы Любое исследование начинается с выбора темы. <...> Именно поэтому надо очень внимательно подходить к формулировке темы, выбирать точные и правильные слова, понятия, термины. <...> Взята слишком узкая тема исследования («Реалистические черты в рассказе «Бирюк», «Образ моря в элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило»). <...> («Культура Руси XII века», «Слово о полку Игореве» и литература», «Нравственные принципы В.А. Каверина», «Сцены дуэли в произведениях <...>