Эстетический ресурс математического образования в школе Валерий Николаевич Клепиков, ведущий научный сотрудник Института социальной педагогики РАО, заместитель директора по инновационной работе, учитель математики и этики средней школы № 6 г. Обнинска, кандидат педагогических наук, почётный работник общего образования РФ, klepikovvn@mail.ru • эстетический ресурс • выразительные формы • пластичность • модели понимания • понятия — ценности • доказать • объяснить • «погрузить» • Как показывает анализ, в современной школьной математике постоянно увеличиваются объёмы информации, которые необходимо усвоить для успешной сдачи ЕГЭ и ГИА. <...> В ходе приближения к итоговым экзаменам мы всё реже и реже вспоминаем, что процесс познания требует «погружения» сознания ребёнка в определённую культурную и развивающую среду, учёта личностных временных процессов понимания и особенностей субъектного восприятия. <...> Отсюда плачевный результат: как показывают вузовские проверки знаний первокурсников, всего через несколько недель после сдачи выпускного школьного экзамена значительная доля знаний утрачивается. <...> Тем самым в данных условиях всё более и более становится затруднительным достигать личностных результатов образования, т.е. «живого знания», или личностного знания. <...> На наш взгляд, решению данной проблемы поможет опора на эстетические ресурсы математических знаний. <...> В этой связи, под эстетикой мы будем понимать науку, имеющую своим предметом область выразительных форм любой сферы человеческой деятельности (А.Ф. Лосев). <...> Выразительную форму можно интерпретировать такими понятиями — ценностями, как «гар62 моничная», «красивая», «упорядоченная», «совершенная», «закономерная», «оптимальная», «целесообразная», «оригинальная», «компактная», «изящная», «элегантная», «лаконичная», «экономичная», «системная» и т.д. <...> Для нас значимо, что в ходе изучения древнегреческой культуры А.Ф. Лосев сделал важный вывод <...>