ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ Сергей Фёдорович Сергеев, профессор СПбГУ, СПбГПУ, член научного совета РАН по методологии искусственного интеллекта, академик РАЕН, АНУД, доктор психологических наук, ssfpost@mail.ru • обучающие среды • е-дидактика • неклассическая психология и педагогика • облачные технологии • ориентирующее обучение • интернет вещей Введение Современные компьютерные технологии моделирования, обработки и передачи информации позволяют реализовать практически любые дидактические идеи, возникающие и используемые в традиционном школьном и профессиональном обучении. <...> Это привлекает в сферу электронного образования широкий круг педагогов и энтузиастов, искренне верящих в возможность появления и реализации принципиально новых, эффективных методов обучения. <...> Вера в силу технологии служит катализатором создания новых классов обучающих систем и машин. <...> Поговаривают даже о существовании перманентного кризиса е-обучения, который связывают с проблемами электронной дидактики (е-дидактики), понимаемой как совокупность принципов, методов и закономерностей обучения с применением технических средств обучения и коммуникации [1]. <...> Корни этого интереса, на наш взгляд, лежат в идеологической близости е-дидактики с технологиями программирования. <...> Их объединяют формально-алгоритмический подход и использование классических иерархических системных моделей на базе логических и причинно-следственных связей и отношений в среде обучения. <...> Это привлекает массы инженеров и программистов в сферу электронного обучения. <...> Суть программированного обучения состоит в последовательном предъявлении ученикам порций структурированной мультимодальной (главным образом аудиовизуальной) учебной информации с последующим контролем её усвоения по результатам выбора правильного варианта ответа из нескольких предложенных [2]. <...> ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ <...>