СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЛАГЕРЕЙ Юрий Листопадов, г. Шуя, Ивановская область На сегодняшний образовательный потенциал детских оздоровительных лагерей практически не используется государством. <...> Зато его активно используют негосударственные структуры, например, религиозные секты (в России каждое лето принимают детей более тысячи лагерей «нетрадиционных» конфессий). <...> Ответ на этот вопрос совсем не так очевиден, как может показаться на первый взгляд, поскольку существуют разные подходы к самому определению понятия «лагерь». <...> Например, с точки зрения инструкций Фонда социального страхования, который раньше в значительной мере финансировал летнюю оздоровительную кампанию, лагерь — это загородный комплекс специализированных зданий для приёма детей (загородный лагерь) или просто организованное пребывание групп детей на базе учреждений образования и культуры (лагерь с дневным пребыванием). <...> 92 Взглянем на проблему с точки зрения филологической: вообще в русском языке слово «лагерь» употребляется в следующих основных случаях: • детский оздоровительный лагерь; • специализированный лагерь для подготовки взрослых (туристический, альпинистский); • военный лагерь; • концентрационный лагерь; • лагерь сторонников какой-либо идеи (то есть сообщество). <...> Понятие педагогическая система, введённое Н.В. Кузьминой, подразумевает наличие: • педагогической цели (осознанной потребности общества в воспитании или обучении, подготовке определённых категорий людей); • учебной и научной информации, ради усвоения которой создаётся система; • способов достижения целей (средств, форм и методов педагогического воздействия, то есть средств педагогической коммуникации); • учащихся; • педагогов. <...> Это определение было выработано для государственных учебных заведеВоспитание в школе 5’2015 Такое разное ВОСПИТАНИЕ ний, однако в общем случае данная формулировка сужает область применения термина «педагогическая система <...>