РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ на уроках русского языка и литературы Воспитание патриотизма, толерантности Надия Курбанова, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №508 г. Москвы М Сойдёмся вместе на совет, Идти вразброд нам смысла нет; Невежеству — в нём корень бед – Закроем путь навеки. <...> Г. Тукай осковская школа — большая поликультурная среда, где дети разных на циональностей не только овладевают русским языком, но и учатся ува жительно относиться друг к другу. <...> Методика проведения этих уроков должна основываться на знании культур народов России. <...> Много лет работая в школах Москвы, не могу не отметить необходимость в оказании помощи учащимся разных национальностей не только в успешном овладении русским языком, но и в развитии способностей этих детей вступать в успешный диалог друг с другом. <...> Этот диалог естественен, т.к. у воспитанни ков общая история, общая родина. <...> Готовность общаться друг с другом, или коммуникативная компетенция, проявляется при выполнении словарной работы как на уроках русского языка, так и литературы: дети знакомятся с лексическим значением, историей проис хождения слов, используя толковый и этимологический словари. <...> В частности, они узнают, что в русском языке много заимствованных татарских слов: • балык — рыба, • ишак — осёл, • тормоз — подкладыш под колёса арбы, • чердак и чертог — балкон, верхняя комната, • чулан — кладовая, • шатёр — палатка, • башка — голова, • карандаш — чёрный камень (графит), • кибитка — небольшой магазинчик, • маяк — «жги масло» («жги топливо»), • каторга — умереть, околеть, подохнуть, 36 «Сельская школа» 4/2015 • деньги — денежная единица, Из чувашского языка пришли та кие слова, как: • кашпо — женский головной убор, • серьга — кольцо. <...> В этом значительную помощь оказыва ет эпиграф к уроку, настраивающий детей на размышление о нравствен ных ценностях: о любви к родной земле, об уважительном отношении <...>