№ 4 Э.В. Емельянова ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТЕКСТА РОДОВЫХ САГ КАК СРЕДСТВО ТРАНСЛЯЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПРИМЕРЕ СВЕДЕНИЙ О «ВОСПИТАНИИ» И «ЖИЗНЕДАРЕНИИ» В статье исследуется организация контекста родовых саг с позиции исторической поэтики как средство трансляции культурной информации. <...> Воспитание и жизнедарение – обязательства, практикующиеся в древнеисландском обществе, выбраны как значимое явление культуры с целью иллюстрации выразительных средств повествования саги. <...> The paper deals with historical poetics of the family saga and studies the organization of its context as a device used to transfer cultural information. <...> Fosterage and lifegiving which are ancient Icelandic social commitments are chosen as important cultural phenomena to represent expressive possibilities of the saga narrative. <...> Повествование родовых саг или «саг об исландцах» сосредоточено на событиях, происходивших главным образом в Исландии в X–XI вв., – в эпоху, которую соответственно принято называть «веком саг»1. <...> Согласно эволюционной теории М.И. Стеблин-Каменского, архаичность «саг об исландцах», не находящая себе аналогии в средневековой европейской литературе, состоит прежде всего в том, что «история» и «художественная правда» (т. е. по существу художественный вымысел) еще не разделены в них. <...> Этот способ осмысления действительности определяется Стеблин-Каменским как синкретическая правда [Cтеблин-Каменский, 2003: 138–142]. <...> Эта неизбежность и вместе с тем неосознанность вымысла запечатлена в известной исландской поговорке «сага рассказывается так, как она происходит», т. е. события воспроизводятся в их живой полноте, при 1 Cами памятники датируются XIII–XIV вв. <...> Объективность «саг об исландцах», их единственный в своем роде реализм имеет своей основой тип авторского сознания, который М.И. Стеблин-Каменский обозначил как неосознанное авторство [Cтеблин-Каменский, 2003: 153–155]. <...> Социально-литературное назначение родовых саг состоит в том, чтобы служить своеобразной архаичной формой исторической памяти, что связано с двойственностью их функции: «… они должны были быть <...>