Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636896)
Контекстум
Электро-2024
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №5 2014

ЛЕРМОНТОВ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ (1953–1991): КАНОН, ИДЕОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА (60,00 руб.)

0   0
Первый авторБодрова
АвторыВдовин А.В.
Страниц21
ID390631
АннотацияСтатья посвящена истории формирования и эволюции лермонтовского канона в советской школе 1950–1980-х годов. На основе министерских программ, школьных учебников, методических пособий выявлен состав текстов, подлежавших обязательному изучению в школьном курсе литературы, и прослежены его изменения от первых советских программ до позднесоветских образовательных стандартов. Помимо этого в статье реконструирована эволюция концепций лермонтовских жизни и творчества в разных учебниках советского времени, показана их связь с идеологическим контекстом эпохи и методологическими поисками в школьном образовании.
Бодрова, А.С. ЛЕРМОНТОВ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ (1953–1991): КАНОН, ИДЕОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА / А.С. Бодрова, А.В. Вдовин // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2014 .— №5 .— С. 33-53 .— URL: https://rucont.ru/efd/390631 (дата обращения: 26.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 5 А.С. Бодрова, А.В. Вдовин ЛЕРМОНТОВ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ (1953–1991): КАНОН, ИДЕОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА1 Статья посвящена истории формирования и эволюции лермонтовского канона в советской школе 1950–1980-х годов. <...> Помимо этого в статье реконструирована эволюция концепций лермонтовских жизни и творчества в разных учебниках советского времени, показана их связь с идеологическим контекстом эпохи и методологическими поисками в школьном образовании. <...> Ключевые слова: М.Ю. Лермонтов, литературная репутация, история рецепции, литература в школе, литературный канон, идеология и педагогика. <...> 3 Послесталинский период остался практически неохваченным в сжатом очерке истории изучения Лермонтова в школе в «Лермонтовской энциклопедии» [Рез, 1981: 191]. <...> В первом разделе статьи мы проследим, как эволюционировал школьный репертуар текстов Лермонтова с 1953 по 1991 г. во всех звеньях школы. <...> Материалом для исследования послужили министерские школьные программы и основные советские учебники 1930–1980-х годов. <...> Во втором разделе в центре внимания окажется диапазон школьных интерпретаций Лермонтова, их идеологический и методологический контекст, история их эволюции начиная с послевоенных лет, сквозь «оттепель», «застой» и перестроечные годы. <...> Творчество Лермонтова в школьных стандартах и учебниках: репертуар и его эволюция (1953–1991) В отличие от образовательной практики XIX в., в которой содержание гимназических и училищных хрестоматий было, как правило, гораздо шире и богаче министерской программы (см. <...> Разумеется, это в первую очередь характерно для начальной и средней школы, где монографическое изучение творчества Лермонтова не предполагалось. <...> Исследование советских (общесоюзных) школьных программ по литературе за 1919–1991 гг. демонстрирует, что период 1919–1953 гг. отличался от последующих 1953–1991 гг. большей подвижностью репертуара лермонтовских текстов в программе 8 класса средней школы5 (именно там было локализовано подробное изучение <...>