76 АВТОМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА, ИНФОРМАТИКА УДК 004.738.52 Персонализация поиска: статическая или динамическая кластеризация? <...> В статье рассмотрена постановка задачи кластеризации интернет-пользователей и интернет-ресурсов с целью персонализации поиска. <...> Задача решается в условиях, когда с течением времени кластерная структура может кардинально меняться из-за изменений поисковых интересов интернет-пользователей с одной стороны при относительно статическом содержании интернет-ресурсов с другой стороны. <...> Рассмотрена и показана возможность улучшения динамического показателя «степень принадлежности» с помощью применения числовых коэффициентов, полученных как результат анализа содержания модели DOM интернет-ресурсов. <...> Ключевые слова: кластер; классификация; статическая кластеризация; динамическая кластеризация; интернет-ресурс; интернет-пользователь; модель DOM; степень принадлежности; коэффициент усиления. <...> В течение суток эта поисковая система обрабатывает до 150 000 000 запросов, выдавая интернет-пользователям более 10 000 000 000 000 ссылок на информационные интернет-ресурсы [2]. <...> К сожалению, фактом является то, что большинство найденных ресурсов не содержат информации, отвечающей поисковым интересам пользователей. <...> Огромное количество «мусора», выдаваемого поисковыми системами, делает актуальной проблему персонализации интернет-поиска, адаптации поисковых систем к запросам отдельных пользователей или их групп. <...> Одним из подходов к разрешению этой проблемы является систематизация данных о поисковых интересах интернет-пользователей и о содержании интернет-ресурсов, основанная на применении методов кластерного анализа. <...> Кластерный анализ, или кластеризация — это способ группировки объектов (называемых объектами кластеризации), основанный на представлении результатов отдельных наблюдений точками подходящего многомерного геометрического пространства с последующим выделением кластеров <...>