НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ © Гуревич В. А., 2016 УДК 78.071.2 ИВАН ЯРНОВИЧ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ Статья посвящена вопросам, связанным с петербургским периодом деятельности одного из ярких представителей плеяды европейских скрипачей-виртуозов XVIII века Ивана Ярновича. <...> Рассматривается ряд проблем, решение которых может пролить свет на некоторых важные эпизоды истории отечественного музыкального искусства этого периода. <...> Ключевые слова: скрипичное искусство, виртуоз, скрипичная музыка в России Среди многих иностранных музыкантов, работавших в российской столице во второй половине XVIII века, были люди разной судьбы. <...> Некоторые из них нашли себя в России, ставшей их второй родиной (И. <...> Другие приезжали и уезжали, промелькнув подобно метеору и не оставив длительного следа в русской культуре (большая часть солистов итальянской и французской трупп, «сезонные» гастролеры и т. д.) <...> К этой группе относятся работавшие в северной столице выдающиеся скрипачи-виртуозы — Антонио Лолли и его ученик и преемник Иван Ярнович (1747–1804). <...> Моозер, а, вслед за 80 ним, другие исследователи, полагали, что Ярнович рассчитывал получить поддержку трудившегося тогда в Петербурге Лолли. <...> Ныне эта точка зрения может быть объявлена не единственной. <...> Из статьи польского музыковеда Алины Журавской-Витковской в сборнике «Загреб и Хорватия как мост между центральноевропейской и средиземноморской музыкальными культурами» (Загреб, 1998), рассказывающей о пребывании Ярновича в Варшаве, явствует, что скрипач отправился в Петербург по рекомендации российского посла в Польше графа Отто Штакельберга, в доме которого он с блеском выступил, получив невиданный гонорар в 2000 золотых. <...> Более того, она ставит под сомнение сам факт занятий Ярновича у Лолли в Штутгарте, утверждая, что «Лолли не был учителем Ярновича», так как у Ярновича «отсутствовала регулярная школа» [1, с. <...> Источник такой точки зрения — «Письма о музыке» М. К. Огиньского <...>