Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Актуальные проблемы высшего музыкального образования  / №2 (40) 2016

ТРАДИЦИОННЫЕ ЖАНРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ БУРЯТИИ, ТУВЫ И ЯКУТИИ (100,00 руб.)

0   0
Первый авторПыльнева
Страниц9
ID387321
АннотацияВ статье рассматриваются жанровые предпочтения композиторов трех сибирских школ: бурятской, тувинской, якутской. Отмечается опора на жанры традиционных национальных культур.
УДК78.08
Пыльнева, Л.Л. ТРАДИЦИОННЫЕ ЖАНРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ БУРЯТИИ, ТУВЫ И ЯКУТИИ / Л.Л. Пыльнева // Актуальные проблемы высшего музыкального образования .— 2016 .— №2 (40) .— С. 54-62 .— URL: https://rucont.ru/efd/387321 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Актуальные проблемы высшего музыкального образования © Пыльнева Л. Л., 2016 УДК 78.08 ТРАДИЦИОННЫЕ ЖАНРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ БУРЯТИИ, ТУВЫ И ЯКУТИИ В статье рассматриваются жанровые предпочтения композиторов трех сибирских школ: бурятской, тувинской, якутской. <...> Отмечается опора на жанры традиционных национальных культур. <...> Ключевые слова: жанр, творчество композиторов Бурятии, Тувы, Якутии Каждая традиционная культура характеризуется определенным жанровым комплексом. <...> В жанровых картинах различных культур исследователи наблюдают параллели, например, присутствие эпических сказаний в Бурятии и Якутии, скотоводческих заговоров в Бурятии и Туве, кругового танца «в фольклоре пяти народов Сибири и Северной Азии: бурят, эвенков, эвенов, якутов и долган» [5, с. <...> Однако при наличии общих черт жанровые системы в каждой традиции имеют нюансы: отличается функциональная нагрузка и степень распространения жанров, неповторимым является их соотношение. <...> К песенным жанрам относятся обрядовые напевы тээгэ, кумысные (сэгээ зугаа или сэгээ дуун), застольные (архиин дуун и мунгаалгын дуун), свадебные песни, необрядовые лирические, мэгтаалы (благопожелания), календарные (сагай тухай дуунууд). <...> Развит игровой фольклор, включающий песню и танец, песню и игру, либо объединяющий все три составляющие (песню, танец, игру): игра-состязание нэрьелгэ2 , тетериин наадан (тетеревиный танец) и ему подобные, песни кольца (бэhэлигэй наадан), песни-загадки (таабари дуунууд), игровые свадебные, и др. <...> Важнейшим видом являются улигеры7 , подразумевающие активное участие слушателей (хоровые призывные и напутственные песни), дифференцированность разделов в хоринской традиции (рассказ, стих, песенный монолог, диалог), наличие лейтмотивов туурээлгэ, появление инструментальной партии, исполняемой на хуре8 . <...> Самостоятельные жанры представляют сиротские песни (оскустун ыры), сказания (тоол), горловое пение (хөөмей12 ). <...> Как и в бурятской культуре <...>