Актуальные проблемы высшего музыкального образования © Сарварова Л. И., 2016 УДК 781.7 МУНАДЖАТЫ ХВАЛЫНСКИХ ТАТАР-МИШАРЕЙ: ОСОБЕННОСТИ ЛАДОЗВУКОРЯДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В статье рассмотрены особенности ладозвукорядного строения мунаджатов, зафиксированных у хвалынских татар-мишарей. <...> Выявлены характерные черты музыкально-поэтических образцов, определяющие специфику местной традиции в контексте татарской песенной культуры. <...> Ключевые слова: татары-мишари, мунаджаты, звуковысотное строение, звукоряд, пентатоника Татары-мишари — одно из крупных субэтнических формирований татар Среднего Поволжья и Приуралья. <...> Дисперсность расселения обусловила важную особенность фольклорной системы татар-мишарей, определяющую необходимый аспект ее изучения: существование самостоятельных локально-территориальных музыкально-поэтических традиций в рамках мишарской этнорегиональной культуры, каждая из которых характеризуется рядом языковых, этнокультурных и других особенностей, обусловленных этногенетическими различиями при формировании общностей. <...> В настоящей работе объектом рассмотрения избрана музыкально-поэтическая культура этнографической подгруппы хвалынских татар-мишарей, расселенной на территории Старокулаткинского района Ульяновской области. <...> В существующей на сегодняшний день специальной литературе жанровый состав музыкальной традиции мишарской общности рассмотрен достаточно подробно (см. <...> ). Как указывают исследователи, в среде татар-мишарей различных локальных подгрупп традиционно представлены напевы: приуроченные — обрядовые (календарные, свадебные, рекрутские), игровые; неприуроченные — комплекс повествовательных жанров (көйләп уку), лирические песни (многослоговые и короткие). <...> Единственным исключением здесь предстают рекрутские песни позднего формирования, распевающиеся на известные напевы общетатарского распространения. <...> Также нами не были зафиксированы лирические песни <...>