Ю. И. Кагарлицкий.
ДЕФО (Defoe), Даниель (ок. 1660, Криплгейт, -- 26.IV.1731, Мурфилдс) -- англ. писатель,
основоположник европ. романа нового времени. Сын купца-пуританина. Окончил пуританскую духовную
академию. Служил в виноторговом деле и основал собственную фирму. Всю жизнь занимался
рискованными коммерч. операциями. Принимал участие в восстании Монмута, после его поражения
скрывался от властей. Сочувственно встретил переворот 1688, сделавший буржуазию одним из правящих
классов Англии. Лит. деятельность Д. начал в 1697, занимался журналистикой. В работе "Опыт о
проектах" ("An essay upon projects", 1697) он предложил серию политич., экономич. и обществ. реформ.
Сводом поучений для буржуа в практике и морали был трактат "Совершенный британский
негоциант" ("The complete English tradesman", 1726--27). Особое значение имели брошюры Д.,
посвященные защите гражд. свобод -- печати и вероисповеданий, стихотв. сатира "Чистокровный
англичанин" ("The true-born Englishman", 1701), направленная против аристократич. сторонников
свергнутой династии Стюартов, выступавших против короля Уильяма III как "не англичанина". В своей
сатире Д. защищал внесословный и общечеловеч. принцип личной доблести и благородства. Вскоре Д.
стал влиятельной политич. фигурой. В период усиления реакции после смерти Уильяма III Д. анонимно
опубл. памфлет в защиту веротерпимости "Кратчайший путь расправы с диссентерами" ("Shortest way
with the dissenters", 1702), за что был приговорен к позорному столбу и тюремному заключению. К
моменту исполнения приговора Д. опубл. памфлет "Гимн позорному столбу" ("A hymn to the pillory",
1703). Толпы лондонцев приветствовали Д., когда он стоял у позорного столба. За освобождение из
тюрьмы Д., однако, заплатил тем, что стал секретным агентом правительства. Умер Д. в одиночестве,
скрываясь от кредиторов.
Кроме публицистики, Д. писал рассказы о преступниках, книжки -- "Система магии" ("The
supernatural philosopher: or the mysteries of magic", 1728), "Жизнь и деяния Джонатана Уайльда" ("The life
of Jonathan Wild...", 1725), послужившая основой для сатирич. романа Г. Филдинга, и др. Романы Д.
выросли из его деятельности журналиста. Все они лишены литературных прикрас, написаны от первого
лица живым разговорным языком того времени, простым, точным и ясным. Роман Д. "Записки
кавалера" ("Memoirs of a cavalier", 1720) посвящен событиям 30-летней войны и гражд. войны в Англии.
"Дневник чумного года" ("Journal of the plague year", 1722), где описывается лондонская чума 1665, -зародыш
историч. романа. Его романы "Капитан Сингльтон" ("Captain Singleton", 1720) и "История
полковника Жака" ("History of colonel Jack", 1722) принадлежат к приключенч. жанру. В романе "Молль
Флендерс" ("Moll Flanders", 1722, рус. пер. 1896), высоко оцененном М. Горьким, героиня изображена как
жертва социальных условий, толкнувших ее на проституцию и воровство. "Роксана" ("Roxana", 1724) -социально-уголовный
роман.
Романы Д. лишены разработанного сюжета и строятся вокруг биографии героя, как перечень его
успехов и неудач. Путь его персонажей однообразен -- через преступления к богатству, довольству и
раскаянию, к-рое, однако, приходит не раньше, чем герой становится обеспеченным и вступает в число
благоприличных буржуа. Духовная жизнь героев Д. небогата; они трезвы, настойчивы, практичны,
обладают здравым смыслом. Ту часть биографии героя, которая проходит в сфере житейской практики, Д.
описывает бесстрастно, поскольку не только действия героя, но и вся реальная бурж. практика
противоречат тем требованиям благочестия, к-рые Д. делает привеском к своим произв. Его герои не
имеют от природы преступных наклонностей, но стремятся к самоутверждению, к-рое возможно только
через обогащение. Пираты, воры, авантюристы и проститутки -- все они выражают в наиболее чистом
виде самую подоснову бурж. отношений, при к-рых деньги, даже добытые нечестными путями,
становятся осн. мерилом ценности человека. Отд. эпизоды романов Д. предвещали целые отрасли худож.
лит-ры. Так, описание детства маленького воришки "полковника" Жака послужило основой для "Оливера
Твиста" Ч. Диккенса и др. его произв. о детях.
Лучшее произв. Д. -- "Робинзон Крузо" ("Life and strange surprising adventures of Robinson Crusoe of
York, mariner", pt 1--2, 1719, рус. пер. ч. 1--2, 1762--64). Сюжет этого реалистич. романа, внешне
примыкающего к распространенному в англ. лит-ре 18 в. авантюрно-приключенч. жанру, распадается на
две части. В одной -- события, связанные с обществ. бытием героя, пребыванием на родине. Вторая часть -
- отшельнич. жизнь на о-ве. Среди цивилизованных людей Робинзон предстает как человек, полный
авантюрных стремлений, предприимчивый, не боящийся риска. На о-ве он трудолюбив, прост в своих
желаниях и не страдает, а даже счастлив в одиночестве. После о-ва герой возвращается к бурж. образу
жизни, но яркость первых двух частей романа угасает. Робинзон -- воплощение бурж. индивида,
порвавшего все старые "естественные связи", выделившегося как личность из прежних форм человеч.
коллектива. Представления Д., согласно к-рым производство искони развивалось в индивидуальных
формах труда, получили название "робинзонады"; роман Д. оказался своеобразной энциклопедией
социально-экономич. и моральных идей бурж. Просвещения. Проникнутый пафосом труда и оптимизмом,
Стр.1