МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
УДК 5
ББК 20р30
В751
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией
экономического факультета ОмГУ 16.04.2004, протокол № 11
В751
КОНЦЕПЦИИ
СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Учебная программа и методические указания
Концепции современного естествознания: Учебная программа и методические указания / Сост. <...> Определяет содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины «Концепции современного естествознания». <...> Содержит список рекомендуемой литературы, перечень контрольных вопросов по каждой теме. <...> Составитель: канд. техн. наук, доцент В.С. Воробьев
Издание
ОмГУ
© Омский госуниверситет, 2004
Омск
2004
2
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и требованиями к обязательному минимуму
по циклу естественнонаучных дисциплин, предназначенных для
подготовки специалистов по экономическому профилю. <...> Современное естествознание – неотъемлемая и важная часть
духовной культуры человечества. <...> Изучение отдельных естественных,
технических, экономических, политических и других гуманитарных
наук не создает целостной картины природы и общества. <...> Курс
«Концепции современного естествознания» дает представление о
естественнонаучной картине мира, интегрирует в единое целое
наиболее принципиальные и характерные достижения ведущих наук о природе. <...> Данный курс преследует цель ознакомления студентов с неотъемлемым компонентом единой культуры – естествознанием – и
формированиz целостного взгляда на окружающий мир. <...> )
3
– Определение специфики гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры, ее связи с особенностями мышления,
природы отчуждения и необходимости их воссоединения на основе
целостного взгляда на окружающий мир. <...> 4
Copyright <...>
Концепции_современного_естествознания_рабочая_учебная_программа..pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УДК 5
ББК 20р30
В751
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией
экономического факультета ОмГУ 16.04.2004, протокол № 11
КОНЦЕПЦИИ
СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Учебная программа и методические указания
В751 Концепции современного естествознания: Учебная программа
и методические указания / Сост. В.С. Воробьев. –
Омск: Омский гос. ун-т, 2004. – 28 с.
Определяет содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины
«Концепции современного естествознания».
Содержит список рекомендуемой литературы, перечень контрольных
вопросов по каждой теме. Указаны темы рефератов, вопросы
к зачету.
Для студентов I курса экономического факультета всех специальностей
и форм обучения.
Составитель: канд. техн. наук, доцент В.С. Воробьев
Издание
ОмГУ
Омск
2004
2
© Омский госуниверситет, 2004
Стр.1
– Определение специфики гуманитарного и естественнонаучВВЕДЕНИЕ
Настоящая
программа составлена в соответствии с государственными
образовательными стандартами высшего профессионального
образования и требованиями к обязательному минимуму
по циклу естественнонаучных дисциплин, предназначенных для
подготовки специалистов по экономическому профилю.
Современное естествознание – неотъемлемая и важная часть
духовной культуры человечества. Знание фундаментальных положений,
мировоззренческих и методологических выводов естествознания
необходимо для формирования специалиста в любой области
человеческой деятельности. Изучение отдельных естественных,
технических, экономических, политических и других гуманитарных
наук не создает целостной картины природы и общества. Курс
«Концепции современного естествознания» дает представление о
естественнонаучной картине мира, интегрирует в единое целое
наиболее принципиальные и характерные достижения ведущих наук
о природе. И дифференциация, и интеграция – закономерные,
необходимые тенденции развития как естественных, так и гуманитарных
наук.
Задачи естествознания: определять сущность явлений природы,
их законы и предсказывать или создавать новые явления; раскрывать
возможности использования на практике познанных законов,
сил и веществ природы.
Данный курс преследует цель ознакомления студентов с неотъемлемым
компонентом единой культуры – естествознанием – и
формированиz целостного взгляда на окружающий мир. В ходе
достижения этой цели решаются следующие задачи:
– Междисциплинарное динамичное описание основных явлений
и законов природы и тех научных открытий, которые послужили
началом революционных изменений в технологиях, мировоззрении
или общественном сознании. (Для этого отбираются основные
научные факты, представляющие каждую из естественных наук.)
3
4
ного компонентов культуры, ее связи с особенностями мышления,
природы отчуждения и необходимости их воссоединения на основе
целостного взгляда на окружающий мир.
– Установление сущности конечного числа фундаментальных
законов природы, определяющих облик современного естествознания,
к которым сводится множество частных закономерностей физики,
химии и биологии, ознакомление с принципами научного моделирования
природных явлений.
Курс общим объемом 36 часов изучается в течение одного
семестра и завершается зачетом. В течение семестра студенты готовят
рефераты.
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................... 3
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» .............................................................................................. 5
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА........................................................................................... 6
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА......................................................................11
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ..................................................................................14
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.............................................................................................21
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ................................................................................................23
МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ................26
Учебное издание
Составитель:
Валерий Семенович Воробьев
КОНЦЕПЦИИ
СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Учебная программа и методические указания
Технический редактор М.В. Быкова
Редактор Е.В. Коськина
Подписано в печать 29.04.04. Формат бумаги 60х84 1/16.
Печ. л. 1,75. Уч.-изд. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ 253.
Издательско-полиграфический отдел ОмГУ
644077, г. Омск-77, пр. Мира, 55а, госуниверситет
27
28
Стр.14