Ивана Федорова; 2Омский государственный технический университет ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ П ыление краски — это отрыв мельчайших ее частиц от поверхности красочных валиков при работе печатной машины. <...> Чем выше скорость печатания, тем больше вероятность пыления, поэтому чаще всего оно наблюдается при печатании газет на высокоскоростных рулонных машинах. <...> При раскатывании краски валиками в результате разрыва красочного слоя всегда образуются красочные нити — «тяжи». <...> Если эти нити очень длинны, а когезия (внутренняя прочность) краски незначительна, то возникает пыление. <...> Красочная пыль, отрываясь от валиков, заряжается статическим электричеством и устойчиво удерживается в воздухе в виде мельчайших капелек — тумана, разносится потоком воздуха по всему цеху и даже попадает в смежные помещения. <...> Мельчайшие капельки красочного тумана, оседая, не только ухудшают условия труда в типографиях, но и загрязняют печатное оборудование и готовую продукцию, что может привести к ее браку. <...> Пыление зависит от скорости печатания, так как повышение скорости способствует вытягиванию краски в тонкие нити. <...> Вместе с тем растяжимость в длинные и тонкие нити связана и с реологическими свойствами краски. <...> Главная причина пыления — чрезмерная эластичность краски, содержание в ней большого количества высокомолекулярных полимеров и недостаточное структурирование, т.е. пониженное содержание пигмента. <...> Способность к растяжению повышается с увеличением вязкости и уменьшается с увеличением степени аномалии вязкости (явление, заключающееся в том, что коэффициент вязкости убывает по мере возрастания скорости сдвига). <...> Таким образом, чем больше структурирование краски и степень аномалии вязкости, тем короче нити и меньше пыление. <...> Современные многокомпонентные связующие, содержащие алкидные смолы, обладают большей стабилизирующей способностью, поэтому современные типографские и офсетные краски характеризуются меньшей <...>