№ 3 Цзя Лэжун, кандидат филологических наук, доцент колледжа телевидения и журналистики Коммуникационного университета Китая; e-mail: jialerong@ hotmail.com СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА КИТАЙСКИЕ И РОССИЙСКИЕ СМИ В статье рассмотрена трансформация китайских и российских СМИ под влиянием глобализации, а также влияние глобализации на медиасистемы двух стран. <...> Медиасистемы России и Китая, как и других стран мира, глубоко вовлечены в процесс глобализации. <...> В этом процессе, с одной стороны, национальные медиасистемы выступают как одна из движущих сил: именно с помощью СМИ глобализация стала возможной, с другой стороны — глобализация вносит фундаментальные перемены в практику, структуру и содержание национальных СМИ [Прайс, 2004]. <...> Конкретно мы будем сравнивать следующие аспекты: — трансформацию китайских и российских СМИ под влиянием глобализации; — влияние глобализации на медиасистемы двух стран. <...> Трансформация китайских и российских СМИ под влиянием глобализации Китай и Россия были социалистическими странами (Китай до сих пор остается социалистической страной), в свое время они враждебно относились к Западу и выбрали изолированную позицию по отношению к западной культуре, одновременно пытаясь создать некоммерческую национальную культуру. <...> Их национальные медиасистемы соответственно были изолированы от обмена с не148 коммунистическим Западом. <...> Что касается трансформации китайских и российских СМИ под влиянием глобализации, то в обеих странах она развивалась почти по одинаковой траектории: — первый этап — начальный, тогда Китай и Россия (как неразвитые страны по массмедиа без транснациональных медиакорпораций, медийного рынка и медиаиндустрии) в большей степени импортировали зарубежные медиапродукты, а обратного потока почти не существовало; — второй этап — по мере постоянного развития и накопления опыта характеризуется импортом зарубежных форматов и адаптацией брендов при сохранении <...>