anastasia@smi.msu.ru Н.Н. Скрипкина, выпускница международного отделения факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова; e-mail: nskripkina@gmail.com ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ: МЕДИАОБРАЗ СИЛЬВИО БЕРЛУСКОНИ В статье предпринята попытка рассмотреть “феномен” Сильвио Берлускони в контексте старых и новых особенностей политики и массмедиа Италии. <...> Берлускони продемонстрировал абсолютно новый способ поведения и коммуникации в сфере политики. <...> Несмотря на то что случай Берлускони явно указывает на серьезные противоречия с подлинной демократической жизнью, когда устойчивые тенденции к персонализации политики исключают возможность серьезных политических дебатов, несомненным остается факт его политического и коммуникативного гения. <...> Ключевые слова: берлусконизм, персонализация политики, профессионализация политической коммуникации, медиаобраз Сильвио Берлускони. <...> This article tries to place the “phenomenon” of Silvio Berlusconi in context of old and new features of Italian politics and mass media. <...> Berlusconi introduced a completely new way of behavior and communication in the field of politics. <...> At the same time he has applied to political struggle all those skills, which were derived from his business background: Berlusconi successfully developed the professionalization of political communication and adopted marketing approaches to the politics. <...> Key words: Berlusconism, personalization of politics, professionalization of political communication, Silvio Berlusconi’s media image. <...> Комбинация власти медиамагната и действующего политика на фоне политической деградации масс и тех трансформаций, которые 9 происходят в общественной и политической жизни Италии, — уникальный случай в европейской политической практике, до сих пор вызывающий ожесточенные споры, свидетельствующие о том, что феномен Берлускони в контексте не только итальянской, но и мировой политики до конца не изучен. <...> Все это привлекает интерес не только к личности Берлускони, но и к изучению тех приемов, которыми пользуется Берлускони в процессе политической коммуникации, создавая “свой” медиаобраз на экранах ТВ и страницах газет, а также к новой роли массмедиа, которые этот образ <...>