Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 8. История.  / №6 2012

Борьба с "восточным противником" в венецианской живописи XVI в. (60,00 руб.)

0   0
Первый авторЧечик
Страниц11
ID378454
АннотацияРассматривается образ мусульманина и мусульманского мира в исторической живописи венецианской школы 16 в.
УДК94(4)"15/19"
Чечик, Л.А. Борьба с "восточным противником" в венецианской живописи XVI в. / Л.А. Чечик // Вестник Московского университета. Серия 8. История. .— 2012 .— №6 .— С. 103-113 .— URL: https://rucont.ru/efd/378454 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 6 Л.А. Чечик (аспирантка кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)* БОРЬБА С «ВОСТОЧНЫМ ПРОТИВНИКОМ»1 В ВЕНЕЦИАНСКОЙ ЖИВОПИСИ XVI в. <...> В статье рассматривается образ мусульманского противника в исторической живописи венецианской школы XVI в. <...> Ключевые слова: живопись эпохи Возрождения, исторический жанр, Венеция, Османская империя, битва при Лепанто, «миф Венеции», официальная живопись. <...> * * * Историческое сознание венецианца к XV в. не мыслило себя вне взаимоотношений с Востоком — дипломатических, торговых, культурных. <...> И если религиозный долг велел мусульманам вести джихад ради правого дела, то и христианскому воинству надлежало прилагать максимум усилий, чтобы отстаивать свой Символ веры и противостоять натиску. <...> 8-903-501-49-49; e-mail: likachechik@gmail.com 1 «Венеция немыслима без Византийской империи, а позднее — без империи Турецкой. <...> То была однообразная трагедия “взаимодополняющих друг друга противников”» (Бродель Ф. <...> Оно делило все страны и народы на две части: дар аль-ислам («земля ислама»), т.е. земли, находящиеся под властью мусульман, и дар аль-харб («земля войны»), т.е. вражеские территории» (История Востока. <...> Именно под влиянием исторических обстоятельств, которые были следствием крестовых походов, во многих религиозных произведениях венецианских художников Возрождения — В. <...> Так как понятие справедливой войны (bellum justum) во имя защиты вообще переплелось с идеей войны против язычников, войны священной (bellum sacrum), Крестовые походы подразумевали борьбу с неверными с целью отвоевания христианских святынь (как перенесение мощей мучеников св. <...> Николая, Федора Стратилата, например), что также находит отражение в венецианском искусстве — скульптуре (изображение святого высится на столбе у Дворца дожей) и живописи (Ладзаро Бастиани и др.) <...> . Среди архитектурных фонов в произведениях религиозной живописи у венецианских художников появляются замки крестоносцев на Родосе и Крите <...>