Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611265)
Контекстум
Вестник Московского университета. Серия 8. История.  / №5 2012

"Явление Христа народу" в 1858 г. накануне судьбоносного выбора (60,00 руб.)

0   0
Первый авторАлленов
Страниц20
ID378445
АннотацияАвтор статьи рассматривает соотношение представленного картиной А. Иванова зрелища людского "собора" в первоявлении Христа и исторической ситуации в России 1858 г. накануне объявленной крестьянской реформы.
УДК75.03
Алленов, М.М. "Явление Христа народу" в 1858 г. накануне судьбоносного выбора / М.М. Алленов // Вестник Московского университета. Серия 8. История. .— 2012 .— №5 .— С. 197-216 .— URL: https://rucont.ru/efd/378445 (дата обращения: 06.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 5 М.М. Алленов (профессор кафедры истории отечественного искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)* «ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА НАРОДУ» В 1858 г. НАКАНУНЕ СУДЬБОНОСНОГО ВЫБОРА Как соотносятся «текст» — представленное картиной А. Иванова <...> зрелище людского «собора» в первоявлении Христа, и контекст — историческая ситуация в России 1858 г. накануне объявленной реформы освобождения крестьян? <...> Ключевые слова: Александр Иванов, Василий Суриков, историческое как символическое, Явление Христа, контекст. <...> О математической философии Иванов поначалу называл свое сочинение просто «Явление Мессии» или «Появление Мессии». <...> Название «Явление Христа народу» появилось только в момент ее представления в Петербурге. <...> Но ведь к такому же сообществу обращается и сама картина Иванова. <...> Переименованием картины на «Явление Христа народу» вроде бы пассивный воспреемник провозвестий, исходящих «от слова», народ, оказывается собранием лиц на пороге судьбоносного выбора, возводится в ранг исторического субъекта. <...> Тем самым предопределено, что «явление воплотившегося Слова Божия» (формулировка Иванова) было исполнением вести, упраздняющей всяческий couleur local и обращенной к роду человеческому, вступающему на стезю самосознания в качестве коллективного субъекта, т.е. облеченного даром со-ответности, со-вести. <...> Но в российском обиходе это еще и образ существования, издавна будоражащий совесть, только не верноподданных империи, а граждан Отечества: Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя… И вот время увидеть это как будто настало… В виду формулировки темы весьма ожидаемо-предсказуемой является реконструкция исторического контекста, в котором прибывшая из Рима картина Иванова предстала взорам соотечественников. <...> Первая картина Сурикова «Утро стрелецкой казни» появилась на выставке, открывшейся 1 марта 1881 г., — в день, когда был убит Александр II. <...> В картине Сурикова московский собор <...>