: СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В центре статьи — проблема сохранения национально-культурной идентичности женщинами русского зарубежья в ее историческом аспекте. <...> Прослеживается развитие школьного образования, литературы, журналистики и музыкального искусства в инокультурном окружении. <...> Особый акцент делается на персонификации русской женской эмиграции 1917—1939 гг. <...> Ключевые слова: русская эмиграция 1917—1939 гг.; женщины в эмиграции; сохранение национальной идентичности; школьное образование, журналистика, литература и музыкальное искусство в эмиграции. <...> Женская эмиграция 1917—1939 гг. — явление не только социально-политическое, но и культурное. <...> : 8 (495) 939-36-09; e-mail: olgabarkova@list.ru 108 были: сценограф, одна из основоположниц сценических традиций современного британского балета Софья Федорович, примы российского балета в эмиграции Людмила Бараш, Екатерина Девильер, Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская, Клавдия Павлова, Елена Смирнова, Ольга Спесивцева и др.; создательница особой техники обработки шамотной глины Эрна Давидова-Вольфсон; график, одна из основоположниц стиля «арт-деко» Александра Эктер; доктор медицины, первая в России женщина, возглавлявшая кафедру хирургии, Надежда Добровольская-Завадская, исследования которой в области онкологии еще в 1930-е гг. были связаны с изучением воздействия рентгеновских лучей на природу различных раковых заболеваний; иммунолог, выпускница Московского университета (1927), руководитель лаборатории в Пастеровском институте, автор более 90 научных работ и лауреат премии Французской Медицинской академии (1945) Антонина Гелен (урожд. <...> Одна из особенностей российской эмиграции «первой волны» состояла в том, что она была прежде всего политической, и многие, покидавшие страну, выражали таким образом свой протест новой власти, не признавали нового государственного устройства, в то время как советское государство не признавало их. <...> Одна из причин, позволивших <...>