Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 8. История.  / №1 2012

Полемика по вопросам народного образования в Московском училищном совете в 1874 г. (60,00 руб.)

0   0
Первый авторЗверева
Страниц14
ID378401
АннотацияВ статье рассматривается полемика 1874 г. о целях и содержании начального народного образования в Московском училищном совете, где столкнулись точки зрения Ю. Ф. Самарина и А. А. Щербатова, с одной стороны, и московского губернского предводителя дворянства А. В. Мещерского - с другой.
УДК37.015
Зверева, Б.А. Полемика по вопросам народного образования в Московском училищном совете в 1874 г. / Б.А. Зверева // Вестник Московского университета. Серия 8. История. .— 2012 .— №1 .— С. 64-77 .— URL: https://rucont.ru/efd/378401 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 1 Б.А. Зверева (аспирантка кафедры истории России XIX — начала XX в. исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)* ПОЛЕМИКА ПО ВОПРОСАМ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКОМ УЧИЛИЩНОМ СОВЕТЕ в 1874 г. В статье рассматривается полемика 1874 г. о целях и содержании начального народного образования в Московском училищном совете, где столкнулись точки зрения Ю.Ф. Самарина и А.А. Щербатова, с одной стороны, и московского губернского предводителя дворянства А.В. Мещерского — с другой. <...> Суть спора заключалась в противопоставлении религиозно-патриотического воспитания (тип церковно-приходской школы) «реальному» образованию (тип земской школы). <...> Полемика отражает расклад общественно-политических сил в российском обществе в 1874 г. Автором привлечены не введенные в научный оборот источники из фонда Канцелярии московского губернского предводителя дворянства (Центральный исторический архив Москвы). <...> Ключевые слова: Московский училищный совет, начальное народное образование, школьная реформа, А.В. Мещерский, Ю.Ф. Самарин, А.А. Щербатов, земская школа, церковно-приходская школа. <...> «Возле народной школы сосредоточилась главная битва отживающего строя с новым»2, — вспоминал о том времени народник И.П. Белоконский. <...> Все мнения по вопросам народного образования группировались вокруг двух полюсов: консервативного, идеалом которого была церковно-приходская школа, и «прогрессивного» (его придерживались защитники земской школы). <...> Но было бы ошибкой представлять себе существование двух монолитных, строго разграниченных позиций. <...> Типы земской и церковно-приходской школ воплощали разные модели общественного развития России. <...> Соответственно ключевыми вопросами стали следующие: с какой целью открывать народные школы (преимущественно воспитательной или образовательной), какая у них должна быть программа (с акцентом на церковно-славянскую грамоту или «полезные» знания), каким должен быть народный учитель (выпускником <...>