Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 8. История.  / №5 2011

Век XVIII - веку XX: из истории российского народного образования (60,00 руб.)

0   0
Первый авторСысоева
Страниц15
ID378384
АннотацияРассматриваются взгляды М. В. Ломоносова, воспринятые и развитые его учениками и последователями, попытки реализации некоторых планов просветителей в области демократизации образования в течение последующих более чем ста лет.
УДК37.015
Сысоева, Е.К. Век XVIII - веку XX: из истории российского народного образования / Е.К. Сысоева // Вестник Московского университета. Серия 8. История. .— 2011 .— №5 .— С. 152-166 .— URL: https://rucont.ru/efd/378384 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 5 Е.К. Сысоева (кандидат ист. наук, ст. научный сотрудник лаборатории истории культуры исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)* ВЕК XVIII — ВЕКУ ХХ: ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья посвящена проблеме связи времен: влиянию идей и теорий, рожденных эпохой Просвещения, на развитие практической деятельности в сфере народного образования на протяжении XIX — начала XX в. <...> Рассматриваются взгляды М.В. Ломоносова, воспринятые и развитые его учениками и последователями, попытки реализации некоторых планов просветителей в области демократизации образования в течение последующих более чем ста лет. <...> Ключевые слова: просветительское мировоззрение, реформы системы народного образования в России. <...> Сформировавшиеся в этот период взгляды великого русского ученого М.В. Ломоносова аккумулировали в себе изменения, привнесенные в культуру веком Просвещения. <...> Доминирующей идеей в общественном сознании образованного меньшинства стала мысль о решающем значении для развития страны наук и просвещения. <...> Ее материализация проявилась в стремлении просвещенных кругов демократизировать систему образования прежде всего путем ликвидации в ней сословных ограничений. <...> Ломоносов пытался воплотить эту мечту в жизнь при создании Московского университета, предполагая предоставить * Сысоева Евгения Константиновна, тел. <...> Однако в условиях существования в стране феодально-крепостнической системы и монархического политического строя, хотя и в виде просвещенного абсолютизма, эта идея реализована быть не могла. <...> В первом российском университете кроме дворян имели право обучаться только разночинцы, а крепостные крестьяне не принимались. <...> В Регламенте московских гимназий при императорском университете (1755 г.) появляется дополнение, что крепостные могут приниматься при условии получения вольной от помещика, который «захочет кого-либо из своих людей обучать в гимназии и университете свободным <...>