№ 5 Е.К. Сысоева (кандидат ист. наук, ст. научный сотрудник лаборатории истории культуры исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)* ВЕК XVIII — ВЕКУ ХХ: ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья посвящена проблеме связи времен: влиянию идей и теорий, рожденных эпохой Просвещения, на развитие практической деятельности в сфере народного образования на протяжении XIX — начала XX в. <...> Рассматриваются взгляды М.В. Ломоносова, воспринятые и развитые его учениками и последователями, попытки реализации некоторых планов просветителей в области демократизации образования в течение последующих более чем ста лет. <...> Ключевые слова: просветительское мировоззрение, реформы системы народного образования в России. <...> Сформировавшиеся в этот период взгляды великого русского ученого М.В. Ломоносова аккумулировали в себе изменения, привнесенные в культуру веком Просвещения. <...> Доминирующей идеей в общественном сознании образованного меньшинства стала мысль о решающем значении для развития страны наук и просвещения. <...> Ее материализация проявилась в стремлении просвещенных кругов демократизировать систему образования прежде всего путем ликвидации в ней сословных ограничений. <...> Ломоносов пытался воплотить эту мечту в жизнь при создании Московского университета, предполагая предоставить * Сысоева Евгения Константиновна, тел. <...> Однако в условиях существования в стране феодально-крепостнической системы и монархического политического строя, хотя и в виде просвещенного абсолютизма, эта идея реализована быть не могла. <...> В первом российском университете кроме дворян имели право обучаться только разночинцы, а крепостные крестьяне не принимались. <...> В Регламенте московских гимназий при императорском университете (1755 г.) появляется дополнение, что крепостные могут приниматься при условии получения вольной от помещика, который «захочет кого-либо из своих людей обучать в гимназии и университете свободным <...>