В статье анализируется проблема генезиса и становления могольского миниатюрного портрета в эпоху правления падишаха Акбара. <...> The article analyses the genesis and making of Mughal miniature portrait during the rule of padishah Akbar. <...> Key words: medieval India, padishah Akbar, Mughal painting, miniature, genre of portrait. <...> Интерес художников к жизненно достоверному изображению конкретной исторической личности появился во время правления великого могольского падишаха Акбара (1556—1605), с именем которого и принято связывать возникновение и формирование портретного жанра в могольской школе живописи. <...> От своих предков по линии тимуридов Акбар унаследовал качества не только храброго полководца и выдающегося государственного деятеля, но и просвещенного монарха. <...> Сам же Акбар говорил: «Есть много людей, которые ненавидят живопись, но я не люблю таких. <...> Мне кажется, что художник обладает совершенно особенным средством для познания Бога. <...> Акбар еженедельно просматривал произведения своих художников и награждал живописцев согласно их достоинствам. <...> Во время правления Акбара произошли значительные перемены в культурной, социальной и религиозной жизни страны. <...> Mughal Painters and Their Work: a Biographical Survey and Comprehensive Catalogue. <...> В связи с этим интересно письмо Акбара к испанскому королю Филиппу II5, в котором падишах излагает свои мысли относительно свободы выбора. <...> По словам Е. Ю. Ваниной, «…индийская литература позднего средневековья и начала нового времени свидетельствует о развитии нового подхода к восприятию человека: интерес к индивидуальным особенностям человека, возрастному, физическому и духовному развитию личности, стремление отразить не идеал, а реального человека во всей сложности его характера, внимание к внутреннему миру»6. <...> Отвечая требованиям времени и предпочтениям своего покровителя падишаха Акбара, могольские художники стремились отразить индивидуальные черты внешности человека, физиономические особенности, и, по возможности, передать внутреннее состояние портретируемого. <...> До недавнего <...>