№ 3 М.В. Лескинен (кандидат исторических наук, доцент кафедры славянских языков и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова)* ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ «ОТЕЧЕСТВЕ» И «РОДИНЕ» В РУССКИХ УЧЕБНИКАХ ГЕОГРАФИИ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX В. <...> : КОНСТРУИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В статье рассмотрены содержание и интерпретация понятий «Отечество» и «Родина» в учебниках по географии России. <...> В период складывания национальной доктрины и идеи единства всех народов империи именно курс географии (и включаемых в него сведений по народоведению) определял пути и методику формирования представлений о просторах государства, о населяющих его народах, расширяя прежние границы пространства, трактуемого как «свое» в традиционной крестьянской культуре. <...> Задача создания нового образа Отечества и новых форм патриотизма реализовывалась одновременно с выработкой так называемых «национальных идеалов» воспитания в русской педагогике данного периода. <...> Ключевые слова: Российская империя, реформы образования, учебники, картина мира, национальная идентичность, формирование национальной идеологии. <...> Отражая состояние педагогической мысли и основополагающие принципы системы образования, они в концентрированном виде содержат нормативные установки эпохи, идеалы человека и общественного устройства, идеологию элиты, а также некоторые стереотипы массового сознания. <...> Учебники, хрестоматии и пособия как разновидность дидактической литера* Лескинен Мария Войттовна, тел. <...> 946-90-79; e-mail: marles@zmail.ru 40 туры выполняют задачу сотворения «легитимной картины мира», в силу чего этот тип источника можно рассматривать и как своеобразный результат воспроизводства доминирующей в определенной среде иерархии идентичностей. <...> 1 Образы природного и географического пространства Родины, содержащиеся в учебниках, призваны формировать территориальную и культурную идентичность в процессе обучения. <...> Однако в сфере <...>