Маньков1, канд. экон. наук, ст. науч. сотр. лаборатории институционального анализа экономического ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО За последние десять лет в мировой практике создания электронных правительств сложились две самостоятельные, явно выраженные тенденции. <...> Первая связана с демократизацией государственного управления, вторая — с оказанием государственных услуг населению и бизнесу. <...> В статье сделана попытка отделить одну тенденцию от другой и рассмотреть процесс становления электронного правительства на фоне муниципального самоуправления в условиях жесткого бюрократического противостояния. <...> В 2009 г. из 2388 млрд руб. местных доходов 59,7% обеспечивали федеральные и региональные поступления. <...> Без финансовой помощи в 2009 г. обходились всего 215 муниципалитетов, еще у 3562 доля внешних бюджетных поступлений составляла менее 30%2. <...> На начало 2010 г. по стране насчитывалось более 1 млн 670 тыс. чиновников. <...> Выход из создавшегося положения руководство страны видит в развитии электронного правительства как в государственном, так и в муниципальном управлении. <...> Несмотря на то что новые технологии, связанные с реализацией мероприятий электронного правительства, потенциально таят в себе скрытые возможности манипулировать обществом и общественным сознанием, идея его распространения активно поддерживается широкими слоями населения. <...> Очевидно это воспринимается гражданами как последняя возможность оградить себя от вседозволенности и произвола чиновников. <...> Средства массовой информации оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде представляют населению как дальнейшую демократизацию процесса взаимодействия государства и общества, повышение его эффективности и результативности. <...> Одна из значимых целей проекта — поставить государственное и муниципальное управление под жесткий контроль правительства, ликвидировать <...>