Колесов1, докт. экон. наук, профессор декан экономического ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова НАЗРЕВШИЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В статье рассмотрены проблемы обновления содержания и структуры, образовательных технологий и материальной базы высшего образования России, а также некоторые институциональные изменения. <...> В последнее время общепринятым стало мнение, что поступательное развитие страны в ближайшее десятилетие возможно лишь при отказе от исчерпавшей себя сырьевой модели и переходе экономической политики на постиндустриальную стадию развития. <...> Наиболее привлекательный образ этой стадии ассоциируется с понятием «общество знания» и соответствующей ему экономикой знания, в которой знание становится определяющим фактором и основным ресурсом социально-экономического развития. <...> Продвижение к такому обществу предполагает всестороннюю модернизацию страны. <...> Сама постановка задачи модернизации прежде всего касается высшего образования, призванного готовить новые кадры. <...> Наиболее заметной тенденцией в развитии высшего образования в предыдущие два десятилетия стал его количественный рост. <...> В последние годы советского периода перед ним ставилась задача увеличить доступность образования путем доведения числа студентов до 270 человек на 10 тыс. населения. <...> В годы рыночной трансформации без всякого участия государства эта численность достигла 493 человек2 (2010 г.), выведя страну по данному показа1 Колесов Василий Петрович, тел. <...> Однако рост не был связан с экономическим подъемом и пришелся как раз на годы рыночной трансформации, когда показатель объема ВВП снизился на 40%. <...> В условиях массовой безработицы и падения рыночного спроса на специалистов главной причиной роста числа студентов стал мощный социальный спрос на высшее профессиональное образование и сложившаяся практика отсрочек от призыва в армию. <...> По социологическим опросам того периода, большинство семей и сами вчерашние школьники <...>