Имангалин1 ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОЦЕНКЕ РАЗМЕЩЕНИЯ РЫНОЧНЫХ УСЛУГ В статье приводится обзор пространственных моделей потребительского поведения, применяемых при оценке расположения коммерческих объектов. <...> Выделены две группы моделей: детерминистические и стохастические, описаны основные типы моделей, входящих в эти группы, их принципы работы, достоинства и недостатки, сделаны рекомендации по использованию этих моделей. <...> Оценена точность модели Тиссена в качестве примера детерминистической модели и модели Хаффа из стохастической группы. <...> Для апробации моделей выбран г. Екатеринбург, где за коммерческие объекты приняты торговые центры, а при оценке моделей использованы данные о населении каждого дома, улично-дорожной сети со скоростным режимом и среднегодовой среднесуточной посещаемости торговых объектов. <...> Ключевые слова: пространственные модели, потребительское поведение, модели выявления предпочтений, пространственное взаимодействие, оценка расположения, гравитационные модели, торговая зона. <...> На ранних этапах перехода к рыночной экономике торговые центры и другие рыночные услуги в городах размещались стихийно, их местоположение оценивалось на основе экспертных и сравнительных методов. <...> В России, как в стране с “молодым капитализмом”, моделям пространственного поведения, применяемым при оценке размещения рыночных услуг, не уделялось достаточного внимания, но с развитием экономики и торговли это направление становится актуальным, активно применяется зарубежный опыт и разные подходы. <...> Модели пространственного поведения можно разделить на две главные группы — детерминистские и стохастические. <...> В первую группу входят модели, описывающие эмпирические наблюдения или нормативные предположения о поведения потребителей, а во вторую — модели, с помощью которых пытаются объяснить и выявить закономерности выбора объекта обслуживания <...>