. ИЛИ ОБ ИНТУИЦИИ ВЕЛИКОЙ ЛЮБВИ* Убеждаемся, что перестраиваться отнюдь не легче, чем строить. <...> Но процесс, хотя и не без трудностей, набирает силу, темп, в него вовлекаются все большие материальные и социальные ресурсы, духовный нравственный потенциал миллионов людей. <...> Литература, если иметь в виду "Пожар" Валентина Распутина, "Печальный детектив" Виктора Астафьева, "Плаху" Чингиза Айтматова, безоглядно бросилась в поток бушующей современной жизни. <...> А на берегах этого небезопасного потока стоят некоторые другие писатели, критики судят, судачат: по правилам или против правил такие произведения созданы, и не чрезмерно ли в них все? <...> Особенно любопытно и поучительно события развиваются вослед и вокруг "Плахи" Айтматова. <...> * Материал этот был передан писателем одному из членов редколле гии журнала "Грани" в то время, когда разговоры о ''дефиците нового мышления" не только в политике, экономике, общественных философии, но и в литературе - стали науках, злободневными. <...> На наш взгляд, он не потерял своей актуальности и сегодня - на рубеже веков, а публикуя его, мы тем самым, отдаем не только долг, но и дань памяти Гражданину и Писателю Алесю Адамовичу. - ред. <...> 233 Года два назад в дружеском споре с Василием Быковым, которого я совращал на "антиядерные выступления в художественной прозе", вырвалось слово "сверхлитература". <...> Против жизни вон чего наготовлено - сверхугроза от сверхоружия! <...> Как тут не подумать, не заговорить об адекватном слове и действии в литературе - о сверхлитературе. <...> Пусть, пусть взорвется проклятая бомба в нас самих, в сознании литературы, если недостает нам (а нам, действительно недостает) необходимой адекватной реакции на все происходящее, грозящее. <...> Все это провоцирует спор среди литераторов, критиков, вызывает несогласие многих, которое можно и понять, и объяснигь. <...> Что же получается: творили все последнее время, творим, а оказывается - не то, не так? <...> Но все равно - куда более обидная и грозная истина в том <...>