Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611760)
Контекстум

Полунощный свет

0   0
Первый авторЧулков Георгий Иванович
Издательство[Б.и.]
Страниц14
ID3745
Кому рекомендованоПовести и рассказы
Чулков, Г.И. Полунощный свет : Рассказ / Г.И. Чулков .— : [Б.и.], 1910 .— 14 с. — Проза .— URL: https://rucont.ru/efd/3745 (дата обращения: 18.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

. Припала к могиле, к милой слепой земле; положила белые хризантемы. <...> Жадно Елена читала иные надписи: "Любовь сильнее смерти", "Нет, ты не умер: ты спишь". <...> Прекрасна была осень в тихой любви своей. <...> Села Елена с отцом в извозчичью карету. <...> Он положил свою большую волосатую руку на ее тонкие пальцы и сказал тихо: -- Смерти не надо бояться, Елена. <...> Елена закрыла глаза; не отнимала руки своей; слушала полудоверчиво. <...> Ей стало жутко от близости этого старика, родного и непонятного. <...> Елена забралась наверх; с трудом разделась, задевая руками за сетку для вещей, легла -- и сонное томление овладело ею; засыпая, слышала дамские голоса. <...> Клавдия Пояркова -- московская подруга: милые мальчишеские глаза, темный пушок над верхней губой... <...> Елена плохо соображала, о чем спорят и в чем дело, но было ей весело: девушки, бледные от волнения, поднимали руки, как бы для клятвы, говорили что-то о народе и революции. <...> Клавдия нашла Елену в толпе и потащила к себе. <...> В маленькой комнате стояла белая девичья постель. <...> Клавдия расспрашивала Елену, мило и наивно поднимая свои темные брови-. <...> И слова эти почему-то напомнили ей малороссийские "черевички". <...> -- Это -- Тарбут Николай Петрович, -- сказала Клавдия, -- а это -- Василий Иванович Андрюшин. <...> Андрюшин говорил о сходке, о том, что Максим Горький -- чудесный писатель, и еще о чем-то, но Елена все время чувствовала, что ему хочется говорить только об одном -- о Клавдии и о любви своей. <...> С крайней дорожки было видно, как скачут солдаты на Марсовом поле. <...> И медный отблеск на деревьях и на сентябрьской дорожке, в небе, на облаках, казалось, вторит боевой трубе. <...> -- Умрем и воскреснем? -- спросил Тарбут как-то странно, неожиданно и даже остановился посреди дорожки. <...> Устрашатся смерти и, не предвосхитив ее тайны, будут умирать в слепом ужасе. <...> Мы увядаем, сохнем... сгораем не в солнце, а просто так, от спички... <...> Дождь стал накрапывать; потемнело небо; тихий белый туман стал среди деревьев; пропадали в тумане люди и вновь возникали из него <...>
Полунощный_свет.pdf
Г. Чулков ПОЛУНОЩНЫЙ СВЕТ Источник: Зиновьева-Аннибал Л. Д. Тридцать три урода. Роман, рассказы, эссе, пьесы. - М.: Аграф, 1999. Текст издания: Г. Чулков. Рассказы. Книга вторая. СПб., 1910. OCR: В. Есаулов, ноябрь 2008 г. I Воронье траурной стаей поднялось с берез, громко каркая. Закружились, падая, ржавые листья. Пели певчие, глазея по сторонам. -- Вечная память. Ставили крест на новую могилу. Елена прочла надпись: "И мертвые восстанут...". Припала к могиле, к милой слепой земле; положила белые хризантемы. "Угасла жизнь, -- думала, -- а все так спокойно, так тихо, так непонятно. И радостная печаль во всем -- и в листопаде этом, и в небе сентябрьском. Ах, жить хочу... Любить хочу. Пусть предсмертно, пусть". -- Елена, пойдем, -- сказал отец. И они пошли по деревянным мосткам мимо могил, мимо крестов, памятников, мимо забытых и незабвенных. Жадно Елена читала иные надписи: "Любовь сильнее смерти", "Нет, ты не умер: ты спишь". Ладаном пахло и осенними розами. И не верилось, что больно кому-то сейчас, что душит кого-то смерть. Прекрасна была осень в тихой любви своей. Села Елена с отцом в извозчичью карету. Он положил свою большую волосатую руку на ее тонкие пальцы и сказал тихо: -- Смерти не надо бояться, Елена. "Совершенная любовь изгоняет страх". Елена закрыла глаза; не отнимала руки своей; слушала полудоверчиво. -- Тебе уже исполнилось восемнадцать лет, -- продолжал отец, -- но я худо тебя знаю. Я сам, конечно, виноват после смерти мамы я почти не видел тебя. Но, милая Елена, будь ко мне снисходительна и помоги мне раз мы теперь будем жить вместе, надо получше узнать друг друга. Не правда ли? -- Да, да, -- сказала Елена, -- надо получше узнать друг друга. И я, право, отец, люблю тебя... Хорошо, Елена, хорошо. Я верю тебе. Но вот что я хочу. Твоя покойная тетя была добрым и приятным человеком, но одного я никогда не мог понять в ней: ее отношения к Богу, к Церкви... Она не любила говорить на эти темы и, кажется, боялась думать об этом. Я не вмешивался в твое воспитание, Елена, и теперь, конечно, я не имею права посягать на твою свободу. Но, как друг твой, хотел бы знать, разделяешь ли ты ее настроение. Думаешь ли ты о Боге? -- Думаю, отец. Но у меня нет веры. И кажется мне, что нет спасения, что все мы заблудились в лабиринте. И темно вокруг. И выхода нет. -- Ты ошибаешься, Елена. Есть выход Елена широко открыла глаза и пристально посмотрела на отца. Что-то необыкновенное почудилось ей в лице его. "Он знает что-то", -- подумала она. Ей стало жутко от близости этого старика, родного и непонятного. Она отняла у него свою руку. И он замолчал. Тихо сидел в своем углу, поблескивая глазами. Звонили московские колокола ко всенощной. И Елена представила себе, как идут вереницей чуждые ей люди к этим древним алтарям. Кому-то молятся эти люди. Во что-то верят. А город опутан телефонной проволокой; вокруг кипит жестокая и злая борьба за жизнь; торопливо бегут трамваи... И както странно, что среди суеты еще крепко стоят алтари эти. Вот и Николаевский вокзал. Степан и Марфуша дожидаются с вещами. Степан, как всегда, важен и почему-то говорит отцу "Ваше превосходительство". Марфуша припала к плечу Елены и плачет. Пахнет от Марфуши новым ситцем и баней. Елена
Стр.1