Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Съёмщик. Шаг за горизонт: записки кинооператора (290,00 руб.)

0   0
Первый авторСветлаков Юрий Яковлевич
Издательство"Сибирский писатель"
Страниц320
ID373437
АннотацияЭта работа для тех, кто ищет ответ на вопрос: «Как самому снять и показать фильм», кто стремится постичь тайну кинооператорского мастерства. Автор популярной передачи «Шаг за горизонт» предлагает своё понимание кинопроцесса, опираясь на многолетнюю практику работы на телевидении. Особая ценность этой книжки в том, что ею можно растопить печку.
Кому рекомендованоВсем, кто интересуется кинооператорским мастерством, а также творчеством легендарного кузбасского журналиста Юрия Светлакова
ББК85.370.770
Светлаков, Ю.Я. Съёмщик. Шаг за горизонт: записки кинооператора / Ю.Я. Светлаков .— Кемерово : "Сибирский писатель", 2000 .— 320 с. : ил. — фото .— URL: https://rucont.ru/efd/373437 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Эта работа для тех, кто ищет ответ на вопрос: «Как самому снять и показать фильм», кто стремится постичь тайну кинооператорского мастерства. <...> Подробнее об этом ниже, а здесь отмечу лишь то, что широкоэкранного кино тогда у нас ещё не было. <...> Чтобы понять тайну операторского мастерства, стал читать лекции в институте культуры по этому предмету. <...> Каждый проходит путь сам, зачастую заново открывая Америку и разбивая лоб на пути в таинственный мир операторского мастерства. <...> Значение слов можно определить с помощью ВсеЯСветной Грамоты. <...> Из 147 букв ВсеЯСветной Азбуки осталось всего 33, тем самым ограничился контакт человека с окружающим миром. <...> К этому времени у нас в стране наибольшее применение нашла система широкоэкранного кино по методу анаморфирования кадра, когда при съёмке и проекции фильма перед объективом устанавливается анаморфотная насадка, которая при съёмке «сжимает», а при проекции «растягивает» изображение. <...> В середине 70-х годов психиатр из Перми Геннадий Крохалёв опытным путём доказал возможность фиксации на фотоплёнке зрительных галлюцинаций, проще, научился снимать мысль. <...> Недаром в фильмах «Рассказывает Ираклий Андронников», «Виктор Шкловский», «Смеющийся человек» и других ведущую роль играет звук. <...> По мере накопления опыта игрок (съёмщик) становится всё искуснее. <...> Какая-то железка, а имеет выразительные возможности, которые мы называем языком кино! <...> Всякий раз, когда я рассказываю студентам о языке кино, о выразительных возможностях камеры, предлагаю экранизировать простенькую фразу «У попа была собака , он её любил.» или «Жилибыли дед и баба, была у них курочка Ряба». <...> Слава богу, у зрителя пока не включается опознаватель - это, мол, крупный план, это средний, это общий. <...> Недаром великий оператор Сергей Павлович Урусевский говорил: «Когда волнуюсь я во время съёмок, волнуется потом и зритель. <...> Ещё один, частично воплощённый замысел, был связан с именем знаменитого лётчика Владимира Мартемьянова <...>
Съёмщик._Шаг_за_горизонт_записки_кинооператора.pdf
Юрий СВЕТЛАКОВ СЪЁМЩИК Ш А Г ЗА ГОРИЗОНТ КЕМЕРОВО “СИБИРСКИЙ ПИСАТЕЛЬ” 2000 1
Стр.1
Саянский петроглиф V-III век до н. э.
Стр.2
Юрий Светлаков СЪЁМЩИК Записки кинооператора 3
Стр.3
ББК 84.3 С 77 Светлаков Ю.Я. «Съёмщик». Изд. «Сибирский писатель» 2000 г. 154 стр. 98 илл. 3000 экз. Эта работа для тех, кто ищет ответ на вопрос: «Как самому снять и показать фильм», кто стремится постичь тайну кинооператорского мастерства. Автор популярной передачи «Шаг за горизонт» предлагает своё понимание кинопроцесса, опираясь на многолетнюю практику работы на телевидении. Особая ценность этой книжки в том, что ею можно растопить печку. 4
Стр.4
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. А ты кто такой! И.Ильф, Е.Петров. «Золотой телёнок» В детстве была у меня книжка Бориса Житкова «Что я видел». Начиналась она так: «Я был маленький и всё спрашивал «Почему?» и меня за это прозвали Почемучкой». А когда я был маленький, то, показывая картинки из книжки няне, говорил, что это кино. Правда, я этого не помню - мама рассказывала, да и кино тогда в глаза не видел. Потом уже, в школе, не пропускал ни одного фильма, даже документального. Часто сбегал с уроков, а деньги на билеты просто воровал у матери. Билет стоил всего 10 копеек. Помню в кинотеатре им. Островского были ночные сеансы в 1.40 ночи. Иногда удавалось прорваться в зал мимо глухонемого контролёра и увидеть «запрещённый» фильм. Какие это были фильмы! «Тарзан», «Тарзан в западне», «Под кардинальской мантией», «Опасное сходство», «У стен Малопаги», «Три мушкетёра», «Расплата», «Багдадский вор», «Девушка моей мечты» и много-много других с начальным титром: Этот фильм взят в качестве трофея после разгрома Советской Армией немецко-фашистских войск под Берлином в 1945 году Никогда не забуду русские фильмы: «Поликушка», «Маскарад», «Отец Сергий», «Бесприданница», «Чапаев», «Вратарь», «Цирк», «Потомок Чингисхана», «Путёвка в жизнь», «Мы из Кронштадта», «Иван Грозный» и т.д. и т.п. Здесь можно перечислять почти все фильмы советского кино. Однажды в газете «Пионерская правда» прочитал маленькую заметку «Как самому снять и показать кинофильм». И пошло и поехало... 5
Стр.5
Сам смастерил деревянную камеру для съёмок на 16 миллиметровую плёнку. Снимал ею и через неё же показывал друзьям первые движущиеся картинки. Один из первых кадров. Мы с Пиратом устроили драку на краю обвала. Ручку аппарата крутил мой младший брат Алька. Потом придумал широкоэкранную систему кинематографа. Сделал камеру (1956). Подробнее об этом ниже, а здесь отмечу лишь то, что широкоэкранного кино тогда у нас ещё не было. Вырезал зубчатые барабаны, выдумывал какие-то грейферные механизмы, чертил, пилил, строгал - всё для того, чтобы узнать, как самому снять и показать кинофильм. Увлёкся фотографией. Вот две фотографии той поры. После учёбы в горном техникуме на Тырганских горах твёрдо решил сменить профессию. 6
Стр.6