Эта работа для тех, кто ищет ответ на вопрос: «Как самому снять и показать фильм», кто стремится постичь тайну кинооператорского мастерства. <...> Подробнее об этом ниже, а здесь отмечу лишь то, что широкоэкранного кино тогда у нас ещё не было. <...> Чтобы понять тайну операторского мастерства, стал читать лекции в институте культуры по этому предмету. <...> Каждый проходит путь сам, зачастую заново открывая Америку и разбивая лоб на пути в таинственный мир операторского мастерства. <...> Значение слов можно определить с помощью ВсеЯСветной Грамоты. <...> Из 147 букв ВсеЯСветной Азбуки осталось всего 33, тем самым ограничился контакт человека с окружающим миром. <...> К этому времени у нас в стране наибольшее применение нашла система широкоэкранного кино по методу анаморфирования кадра, когда при съёмке и проекции фильма перед объективом устанавливается анаморфотная насадка, которая при съёмке «сжимает», а при проекции «растягивает» изображение. <...> В середине 70-х годов психиатр из Перми Геннадий Крохалёв опытным путём доказал возможность фиксации на фотоплёнке зрительных галлюцинаций, проще, научился снимать мысль. <...> Недаром в фильмах «Рассказывает Ираклий Андронников», «Виктор Шкловский», «Смеющийся человек» и других ведущую роль играет звук. <...> По мере накопления опыта игрок (съёмщик) становится всё искуснее. <...> Какая-то железка, а имеет выразительные возможности, которые мы называем языком кино! <...> Всякий раз, когда я рассказываю студентам о языке кино, о выразительных возможностях камеры, предлагаю экранизировать простенькую фразу «У попа была собака , он её любил.» или «Жилибыли дед и баба, была у них курочка Ряба». <...> Слава богу, у зрителя пока не включается опознаватель - это, мол, крупный план, это средний, это общий. <...> Недаром великий оператор Сергей Павлович Урусевский говорил: «Когда волнуюсь я во время съёмок, волнуется потом и зритель. <...> Ещё один, частично воплощённый замысел, был связан с именем знаменитого лётчика Владимира Мартемьянова <...>
Съёмщик._Шаг_за_горизонт_записки_кинооператора.pdf
Юрий СВЕТЛАКОВ
СЪЁМЩИК
Ш А Г
ЗА ГОРИЗОНТ
КЕМЕРОВО
“СИБИРСКИЙ ПИСАТЕЛЬ”
2000
1
Стр.1
Саянский петроглиф V-III век до н. э.
Стр.2
Юрий Светлаков
СЪЁМЩИК
Записки кинооператора
3
Стр.3
ББК 84.3
С 77
Светлаков Ю.Я.
«Съёмщик». Изд. «Сибирский писатель» 2000 г.
154 стр. 98 илл. 3000 экз.
Эта работа для тех, кто ищет ответ на вопрос:
«Как самому снять и показать фильм»,
кто стремится постичь тайну кинооператорского мастерства.
Автор популярной передачи «Шаг за горизонт»
предлагает своё понимание кинопроцесса,
опираясь на многолетнюю практику работы на телевидении.
Особая ценность этой книжки в том, что ею можно
растопить печку.
4
Стр.4
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ.
А ты кто такой!
И.Ильф, Е.Петров. «Золотой телёнок»
В детстве была у меня книжка Бориса Житкова «Что я видел».
Начиналась она так: «Я был маленький и всё спрашивал «Почему?» и
меня за это прозвали Почемучкой».
А когда я был маленький, то, показывая картинки из книжки няне,
говорил, что это кино. Правда, я этого не помню - мама рассказывала, да
и кино тогда в глаза не видел.
Потом уже, в школе, не пропускал ни одного фильма, даже
документального. Часто сбегал с уроков, а деньги на билеты просто воровал
у матери. Билет стоил всего 10 копеек. Помню в кинотеатре им. Островского
были ночные сеансы в 1.40 ночи. Иногда удавалось прорваться в зал мимо
глухонемого контролёра и увидеть «запрещённый» фильм.
Какие это были фильмы!
«Тарзан», «Тарзан в западне», «Под кардинальской мантией»,
«Опасное сходство», «У стен Малопаги», «Три мушкетёра», «Расплата»,
«Багдадский вор», «Девушка моей мечты» и много-много других с
начальным титром:
Этот фильм взят
в качестве трофея
после разгрома
Советской Армией
немецко-фашистских
войск под Берлином
в 1945 году
Никогда не забуду русские фильмы: «Поликушка», «Маскарад»,
«Отец Сергий», «Бесприданница», «Чапаев», «Вратарь», «Цирк»,
«Потомок Чингисхана», «Путёвка в жизнь», «Мы из Кронштадта», «Иван
Грозный» и т.д. и т.п.
Здесь можно перечислять почти все фильмы советского кино.
Однажды в газете «Пионерская правда» прочитал маленькую заметку
«Как самому снять и показать кинофильм».
И пошло и поехало...
5
Стр.5
Сам смастерил деревянную камеру для съёмок на 16 миллиметровую
плёнку. Снимал ею и через неё же показывал друзьям первые движущиеся
картинки. Один из первых кадров. Мы с Пиратом устроили драку на краю
обвала. Ручку аппарата крутил мой младший брат Алька.
Потом придумал широкоэкранную систему кинематографа. Сделал
камеру (1956). Подробнее об этом ниже, а здесь отмечу лишь то, что
широкоэкранного кино тогда у нас ещё не было.
Вырезал зубчатые барабаны, выдумывал какие-то грейферные
механизмы, чертил, пилил, строгал - всё для того, чтобы узнать, как самому
снять и показать кинофильм.
Увлёкся фотографией. Вот две фотографии той поры.
После учёбы в горном техникуме на Тырганских горах твёрдо
решил сменить профессию.
6
Стр.6