Философские аспекты УТРАТА И ОБРЕТЕНИЕ ЗЕРКАЛЬНОГО ОБРАЗА «Я» (портретный метод психотерапии) Г.М. НАЗЛОЯН Уже в самом начале моей клинической практики передо мной остро встали вопросы: «Что лечить?» и «Как лечить?» вверенных мне психически больных. <...> А это означало, что явление аутизма в расширенном толковании могло претендовать на роль ключевого фактора психических и психосоматических болезней. <...> Мною была выдвинута гипотеза, что скорее всего у всех больных имеют место обеднение, искажение, извращение, утрата зеркального образа «Я». <...> Эта гипотеза подтверждалась в беседе с каждым больным моего отделения, а не только с теми, кто страдал дисморфофобией (психическим расстройством, при котором человек остро обеспокоен мнимыми дефектами своего лица и тела). <...> Чтобы объединить эти понятия, мы отказались от традиционного употребления терминов «аутизм» и «конфликт», так как первый прочно связан с детской психиатрией, а второй отягощен социологическими, социально-психологическими и другими значениями. <...> Поиск в этом направлении убедил нас в важности разработки проблемы одиночества – проблемы, занимавшей умы мыслителей во все времена христианской эры и являющейся одним из ракурсов общей проблемы человека. <...> Следует отметить, что одиночество представлено как крайняя степень отчуждения, часто в самой немыслимой форме (как в девятом круге Дантова ада – «грудь о грудь окованные хладом», как «самого одинокого одиночества» у Ницше, «голого ужаса» у Бинсвангера). <...> Пусть даже блестящие по форме, они только подчеркивают важность изучения проблемы одиночества, не давая какого-либо ее решения. <...> Кьеркегора, известную роль сыграл специфический сартровский атеизм, позволивший сблизить философский и психологический аспекты проблемы. <...> Следуя сущностной характеристике феномена патологического одиночества, мы пришли к собственной точке зрения в области пси103 Психодиагностика и психотерапия. <...> Вот уже почти 40 лет <...>