Философские науки – 9/2015 Французский век Просвещения ЗДРАВЫй СМЫСЛ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ИДеЯ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОСВеТИТеЛей Т.Б. <...> ДЛУГАЧ Веку Просвещения не очень повезло в историко-философских исследованиях. <...> Нет, конечно, признается, что Век Просвещения, XVIII век просвещал людей относительно того, что представляет собой человек, какие у него особенности и специфические свойства, конечно, признается, что Вольтер, Руссо и другие разработали наилучшие для своего времени модели общественного устройства и т.д. <...> Но вот то, что касается обычных суждений о своей жизни, об отношениях соседей, отцов и детей, об организации своей работы, в том числе и суждений о включенных в личную жизнь представлениях о разных сторонах мироздания, то кажется, что здесь с философской точки зрения не было ничего интересного, что взгляды на жизнь общепризнанны, всем известны и даже банальны. <...> Это делается исходя из своих интересов, но при этом учитывая и интересы других, а именно так, чтобы повседневная жизнь протекала нормально и чтобы не возникали конфликты, способные потрясти ее основания. <...> Именно эту самостоятельную способность суждения формирует Просвещение, и именно она на всех языках называется «здравым смыслом» (le bon sens, common sens). <...> Здравый смысл – это способность не разума, но рассудка, она не ведет к великим свершениям, не открывает тайны мироздания или эстетические красоты, и у большинства интеллектуалов она вызывает презрительное отношение и наименование «ума глупцов». <...> Но зато 128 Французский век Просвещения она помогает правильно организовать собственную жизнь, а без этого невозможны ни эстетические, ни научные достижения. <...> Опора не на чужое мнение, не на какие-либо самые высокие и уважаемые авторитеты, а на свой собственный ум, на свой собственный рассудок – вот важная черта здравого смысла, и именно ее как особую философскую интеллектуальную способность воспитывало просвещение. <...> Здравый смысл – это индивидуальный ум каждого <...>