Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611233)
Контекстум
Философские науки  / №9 2015

ВЛАДИМИР ЯНКЕЛЕВИЧ И ЕГО ФИЛОСОФИЯ ВРЕМЕНИ (300,00 руб.)

0   0
Первый авторБЛАУБЕРГ
Страниц15
ID372795
АннотацияВ творчестве французского философа Владимира Янкелевича (1903 – 1985) важное место занимает концепция времени, разработанная под влиянием идей Анри Бергсона. В своих сочинениях философ исследовал сущность времени и формы его проявления в человеческой жизни, его парадоксы и загадки, позитивные и негативные стороны, связанные с памятью и забвением. Время для Янкелевича, как и для Бергсона, – субстанциально, онтологично; бытие отождествляется со становлением. Но как раз поэтому, по Янкелевичу, у человека нет доступа ко времени: то, что составляет основу его бытия, не поддается анализу, уклоняется от мышления. Время относится к области невыразимого.
БЛАУБЕРГ, И.И. ВЛАДИМИР ЯНКЕЛЕВИЧ И ЕГО ФИЛОСОФИЯ ВРЕМЕНИ / И.И. БЛАУБЕРГ // Философские науки .— 2015 .— №9 .— С. 50-64 .— URL: https://rucont.ru/efd/372795 (дата обращения: 02.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философская мысль: рецепция и интерпретация ФН – 9/2015 ВЛАДИМИР ЯНКеЛеВИЧ И еГО ФИЛОСОФИЯ ВРеМеНИ И.И. <...> БЛАУБЕРГ Творчество Владимира Янкелевича (1903 – 1985) пока не очень . <...> Янкелевич не стремился создать какую-то философскую систему, но видел свою задачу в том, чтобы мыслить строго, последовательно, точно. <...> Итак, Владимир Янкелевич был из тех, встреча с которыми определяет всю жизнь; кому ты обязан тем, что стал самим собой, познал себя, как того требовал Дельфийский оракул»4 . <...> Его родители покинули Россию, опасаясь 50 Философская мысль: рецепция и интерпретация еврейских погромов. <...> Позже они обосновались в Париже, где их сын учился в лицеях Монтеня и Людовика Великого. <...> Действительно, интерес к идеям Бергсона не оставлял Янкелевича никогда. <...> В 1931 г. он опубликовал книгу «Анри Бергсон», вошедшую в число лучших работ, посвященных великому интуитивисту6 . <...> Общение двух философов началось еще раньше, в 1923 г., и продолжалось 16 лет: 10 сентября 1939 г., в последнем письме, адресованном Янкелевичу, Бергсон напомнил: «Я был когда-то одним из первых, возможно первым, кто предсказал Вам прекрасное философское будущее. <...> Правда, его порой упрекали в том, что он чересчур сблизил Шеллинга и Бергсона, исследовав учение немецкого мыслителя через призму бергсоновских воззрений. <...> Но существуют и другие мнения: например, о том, что Янкелевич высветил взаимодополнительность идей позднего Шеллинга и Бергсона, которую сумел новаторским образом интегрировать в собственную философию, не сводимую, однако, к учениям его великих предшественников9 . <...> Владимир Янкелевич и его философия времени 51 Помимо Бергсона и Шеллинга, в числе мыслителей, значимых для Янкелевича, назовем С. <...> Философская и общественная позиция Владимира Янкелевича ярко проявилась в 1970-е гг., когда он вместе с Жаком Деррида вел 52 Философская мысль: рецепция и интерпретация «борьбу за философию», выступая против отмены преподавания этой дисциплины в выпускных классах учреждений <...>