ФН – 8/2015 Социологический мониторинг ПОСТКОЛОНИАЛЬНОСТЬ СИБИРИ: РеГИОНАЛЬНЫЙ СИНДРОМ М.Г. АГАПОВ, В.Н. АДАЕВ, М.Г. ГАНОПОЛЬСКИЙ, В.П. КЛЮЕВА, Н.А. ЛИСКЕВИЧ, Р.О. ПОПЛАВСКИЙ Интерес к проблеме отечественной колонизации и ее роли в истории страны пережил за последние два-три десятилетия несколько спадов и подъемов. <...> При этом тема колонизации никогда не была для отечественного гуманитарного знания закрытой. <...> Но Ключевский – не первый, кто сформулировал свой взгляд на отечественную историю подобным образом. <...> Но и Соловьев не был первооткрывателем этого взгляда – он развил мысль своего учителя М.П. Погодина о «бродяжничестве» населения Древней Руси3 . <...> Может быть, в такой привычности и проявляется некий инвариант культурной динамики – экстенсивное стремление к вселению. <...> Постколониальность Сибири: региональный синдром 67 проекте преобразования мира на началах общего дела говорит об этом достаточно определенно: «Ширь русской земли способствует образованию подобных характеров (Федоров имеет в виду богатырей, землепроходцев, казачество и т.д.); наш простор служит переходом к простору небесного пространства, этого нового поприща для великого подвига»6 . <...> Таким образом, тезис о географичности, об истории как смене мест, предстает как своеобразная синтагма отечественной культуры, проявляющаяся в парадигмах крупных колонизаций-освоений (в этом смысле – и в освоении космического пространства) и даже в торговле пространством в обмен на деньги и время (достаточно вспомнить судьбу Аляски или Брестского мира). <...> В постколониальных исследованиях (postcolonial studies), получивших широкое распространение во второй половине XX в., было введено аналитическое различение внешней и внутренней колонизации. <...> С этой точки зрения, имперский опыт России представим как история ее внутренней колонизации, а колонизация Сибири – как наиболее показательная глава этой истории. <...> Хотя в гуманитарных дисциплинах западных стран использование <...>