Философские науки – 6/2015 ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА В КОНТеКСТе ВРеМеНИ Опыт философского размышления ТРАНСЦеНДеНТАЛЬНОе ОБОСНОВАНИе ПРАВА В ФИЛОСОФИИ И. КАНТА <...> В повседневной жизни и обыденных ситуациях мы поддерживаем свои ценности и нормы аргументами типа «так положено», «это – неприлично», «так поступают все», «это – не принято», «так делают только плохие дети»… <...> Право с таким высоким и социально значимым статусом нуждается во всестороннем и «окончательном», предельно рационализированном и строго логичном теоретическом доказательстве своих притязаний на всеобщность. <...> Необходимость трансцендентального обоснования Насущность обращения к трансцендентальному доказательству притязаний права как на обязательность, так и на общезначимость заключается, в первую очередь, в том, что до сих пор используемые аргументы юридического (легистского) позитивизма для обоснования права и закона, безусловно, не могут быть приняты именно из-за их принципиальной неспособности что-либо обосновать, ибо эмпирическое доказательство такого фундаментального и внеэмпирического ФГБОУ ВПО Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА); НИР «Концептуальные основы преподавания философии права в юридических вузах», проект № 2.4.1.5. <...> * Статья подготовлена в рамках Программы стратегического развития 38 Опыт философского размышления основания, каким является право, не может быть выведено из социальной действительности. <...> В самом деле, легистский позитивизм, – начиная с Джона Остина и его основоположения о том, что право – это повеление суверена, – стремился «очистить» сферу юриспруденции от ценностных и «метафизических» идей, следуя в этом намерении вслед за Огюстом Контом. <...> Отвергая «вечные» ценностные принципы, сосредоточившись на «позитивном знании» о праве и эмпирической методологии исследования, этатистские позитивисты – от Дж. <...> Но поскольку законы принимаются государством <...>