Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №3 2015

ЛЕРМОНТОВСКИЕ ТЕМЫ: ДВОЙСТВЕННОЕ СМЫСЛОВОЕ РАЗВИТИЕ (300,00 руб.)

0   0
Первый авторНЕРЕТИНА
Страниц9
ID372723
АннотацияВ статье предпринят анализ трех произведений М.Ю. Лермонтова («Исповедь», «Боярин Орша» и «Мцыри»), составляющих, по мнению автора, единую логическую цепь размышлений, имеющую целью показать предельные возможности не только человеческой души, но и самой способности суждения, идея которой завоевывала в то время европейскую философию. При анализе творчества Лермонтова особое внимание уделяется повтору, который он использует во многих произведениях, и благодаря которому обнаруживает возможности смыслового изменения, перекраивания сюжетных линий, показа жизни вещей и персонажей в свободном состоянии. Основные понятия этих трех поэм – исповедь и суд.
НЕРЕТИНА, С.С. ЛЕРМОНТОВСКИЕ ТЕМЫ: ДВОЙСТВЕННОЕ СМЫСЛОВОЕ РАЗВИТИЕ / С.С. НЕРЕТИНА // Философские науки .— 2015 .— №3 .— С. 27-35 .— URL: https://rucont.ru/efd/372723 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФН – 3/2015 Философские смыслы поэзии ЛеРМОНТОВСКИе ТеМЫ: ДВОЙСТВеННОе СМЫСЛОВОе РАЗВИТИе С.С. <...> НЕРЕТИНА Интерес к Лермонтову обусловлен не только темой абсолютного – метафизического, а не романтически-сентиментального – одиночества, позволяющего смотреть на мир со стороны, но и осознанием недоступности его понимания, несмотря на полную формальную доступность. <...> Лермонтов словно нарочно пишет привычным стихом, поскольку и привычный его стих не всегда достигает слуха, не дослушивается, не прочитывается. <...> считает его православным – евангельскимпророком, т.е. человеком, видение которого направлено в будущее. <...> А какое будущее грозит человеку, написавшему «Уж не жду от жизни ничего я, / И не жаль мне прошлого ничуть»? <...> И эта дума связана со свободой, которая понимается как покой, тишина, молчанье, любовь. <...> Так определяли свободу все философы, тем более первые любомудры, видевшие исток философии в поэзии. <...> Лермонтов учился или хотел учиться на нравственно-политическом факультете Московского университета, окончить который ему помешали генеалогические затруднения. <...> Его поэзия – не старое понятие поэзии как небесного жара, а выражение через поэзию своего «свободного ума», чуждого и небесам («Безумец я! вы правы, правы!» <...> Потому бессмысленно искать у Лермонтова поэтическую новизну. <...> Лермонтовские темы: двойственное смысловое развитие 27 нова его полная чужесть. <...> Лермонтов это пустословие называет «милыми сплетнями», без которых «скучен этот город, с его туманом и водой!» <...> Я хотела бы обратить внимание на дословные повторы в трех произведениях с разными сюжетами, но с одним и тем же исходом: «Исповедь», «Боярин Орша» и «Мцыри». <...> Прежде, чем предъявить сами повторы, нужно заметить, что эта тема последние несколько десятилетий носится в воздухе. <...> У Лермонтова повтор обнаруживает возможности перекраивания сюжетных линий, показ жизни вещей и персонажей в свободном состоянии, открывает через свое послание, о котором <...>