Джос1 ОСОБЕННОСТИ МНЕСТИКО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА С РАЗНОЙ ПРОДУКТИВНОСТЬЮ ЧТЕНИЯ* Северный (Арктический) федеральный университет им. <...> Северной Двины, 17 Целью настоящей работы было исследование показателей мнестико-интеллектуальной деятельности у людей пожилого возраста с разной продуктивностью чтения. <...> Результаты исследования показали, что люди пожилого возраста отличались бульшим количеством ошибок при выполнении заданий на слухоречевую, зрительную память и зрительно-пространственную деятельность. <...> Ошибки, допущенные обследуемыми с низкой продуктивностью чтения, могут свидетельствовать о нарушении регуляции тонуса и бодрствования, приема, переработки и хранения информации, а также об ослаблении межполушарного взаимодействия. <...> Ключевые слова: продуктивность чтения, пожилой возраст, мнестико-интеллектуальная деятельность, функциональные блоки мозга Чтение — сложная познавательная деятельность, направленная на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. <...> Первый — сенсомоторный, обеспечивающий технику чтения (скорость восприятия, точность) и включающий звуко-буквенный анализ; удержание в памяти получаемой информации; смысловые догадки, возникающие на основе этой информации; сличение, то есть контроль возникающих гипотез. <...> Второй — семантический, который обеспечивает понимание значения и смысла информации и складывается не только из вербальных, но и невербальных элементов. <...> Другими словами, чтение как познавательная деятельность включает комплекс взаимосвязанных когнитивных процессов, таких как зрительнопространственное восприятие, зрительно-моторная координация, слухоречевая и зрительная память, вербальное мышление, произвольное внимание. <...> Чтение формируется в результате специального обучения и до конца жизни человека остается одним из основных способов получения информации. <...> Взрослый человек XXI в. достаточно уверенно <...>