Владимир Григорьевич Чертков. <...> Цельность художественного произведения заключается не в единстве замысла, не в обработке
действующих лиц и т. п., а в ясности и определенности того отношения самого автора к жизни, которое
пропитывает все произведение1. <...> Конец мая -- начало июня 1905 г.
По поводу просьбы артиста Артемьева и его товарищей о том, чтобы Л. <...> Н. заметил:
-- У меня сомнение относительно нашего искусства для народа. <...> Н. сказал:
-- Я думаю, что "Мертвый дом" лучшее, потому что цельное в художественном отношении3. <...> А
"Идиот" прекрасно начало, а потом идет ужасная каша. <...> Июль 1906 г.
По поводу своей статьи "О значении русской революции", во время ее писания4, Л. <...> Этого совсем не нужно, а
чтобы все было ровно и одинаково хорошо, на каком месте, в середине ли, в конце ли, ни оборвать чтение. <...> Июль 1907 г.
Лев Николаевич вошел и сказал:
-- Сейчас прочел драму Наживина "В долине скорби" 5. <...> -- Стихи -- это все равно, что стал бы пахать и при этом делал бы танцевальные па 7. <...> -- Хорошо было бы в литературных произведениях держаться музыкального способа
выражения. <...> .
По поводу "Гардениных" Эртеля: 10
-- Новые писатели нас отучили от добросовестного, порядочного писания. <...> Понравился ему очень итальянский романс, исполненный Карузо; он ценил в нем типичный
итальянский характер. <...> Ora pro nobis"12 ему особенно понравилось, и он просил
повторить. <...> Я вот при этом колене
мысленно представляю себе па -- возвращающиеся назад. <...> 22 декабря 1908 г.
Вечером, слушая музыку -- пение Философовой и игру Гольденвейзера, Л. <...> Он прочел вслух несколько мест, как пример бессмыслицы изложения (между прочим, там, где вдруг
неожиданно упоминается, и ни к селу, ни к городу, о перелетных птичках), и заметил с изумленным
негодованием по поводу места о времени:
-- Бессмысленный, отчаянный, беззастенчивый набор слов! <...> Март 1909 г.
Л. Н. про свои <...>
Записи_(о_Толстом)_1894_-_1910_гг..pdf
Владимир Григорьевич Чертков. Записи
Date: 2 августа 2009
Изд: Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников. В 2-х томах, М., "Художественная
литература", 1978
OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)
В. Г. ЧЕРТКОВ
ЗАПИСИ
20 мая 1894 г.
Лев Николаевич. -- Во всяком художественном произведении важнее, ценнее и всего убедительнее
для читателя собственное отношение к жизни автора и все то в произведении, что написано на это
отношение. Цельность художественного произведения заключается не в единстве замысла, не в обработке
действующих лиц и т. п., а в ясности и определенности того отношения самого автора к жизни, которое
пропитывает все произведение1. В известные годы писатель может даже до некоторой степени жертвовать
отделкой формы, и если только его отношение к тому, что он описывает, ясно и сильно проведено, то
произведение может достичь своей цели.
1897 г.
Л. Н. -- Я в отношении бумаги распроплюшкин. Мне все кажется, что на этом кусочке можно так
много хорошего написать, что все-таки основание всему этому хорошему -- бумага.
Конец мая -- начало июня 1905 г.
По поводу просьбы артиста Артемьева и его товарищей о том, чтобы Л. Н. написал пьесу, с
которой они могли бы ходить по русским деревням, давая ее в амбарах и проч., Л. Н. заметил:
-- У меня сомнение относительно нашего искусства для народа. Не нам его учить. Он сам должен
создать свое искусство 2.
-- Но ведь вот, например, ваши народные рассказы они ценят.
-- Да, но это я от них взял и им же отдал. Но скажу вам еще, что ведь сам я тоже частичка народа.
Чего я не выношу -- это желания интеллигенции поучать народ.
Июль 1906 г.
Л. Н. -- Достоевский, да -- это писатель большой. Не то что писатель большой, а сердце у него
большое. Глубокий он. У меня никогда к нему не переставало уважение.
На вопрос, какое из произведений Достоевского он считает лучшим, Л. Н. сказал:
-- Я думаю, что "Мертвый дом" лучшее, потому что цельное в художественном отношении3. А
"Идиот" прекрасно начало, а потом идет ужасная каша. И так во всех почти его произведениях.
Июль 1906 г.
По поводу своей статьи "О значении русской революции", во время ее писания4, Л. Н. сказал мне:
-- В конце все путаюсь: недостаточно ясно. Я пережил это "красноречие" в заключениях, но
хочется закончить просто, но ясно.
-- А вы теперь против того, чтобы обрабатывать конец статьи в сильное резюмирующее
заключение?
-- Да, да, к этому уже слишком привыкли. Знаете, как чувствуешь, читая, когда приближаешься к
концу статьи: вот-вот сейчас начнется великолепный заключительный аккорд. Этого совсем не нужно, а
чтобы все было ровно и одинаково хорошо, на каком месте, в середине ли, в конце ли, ни оборвать чтение.
Лето 1907 г.
Л. Н. -- Не могу теперь заниматься художественным писанием. Чуткость, впечатлительность
обострились. Материал в воспоминаниях есть. Но -- совестно. Ну, представьте себе, начнешь писать:
"Иван Иванович лежал на постели..." Никакого не было Ивана Ивановича. Совестно.
Июль 1907 г.
Лев Николаевич вошел и сказал:
Стр.1