Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639001)
Контекстум
Электро-2024

Записи (о Толстом) 1894 - 1910 гг.

0   0
Первый авторЧертков Владимир Григорьевич
Издательство[Б.и.]
Страниц8
ID3696
АннотацияФрагменты записей, относящиеся к Л. Н. Толстому.
Кому рекомендованоПереписка и мемуары
Чертков, В.Г. Записи (о Толстом) 1894 - 1910 гг. : Дневник / В.Г. Чертков .— : [Б.и.], 1910 .— 8 с. — Мемуары .— URL: https://rucont.ru/efd/3696 (дата обращения: 16.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Владимир Григорьевич Чертков. <...> Цельность художественного произведения заключается не в единстве замысла, не в обработке действующих лиц и т. п., а в ясности и определенности того отношения самого автора к жизни, которое пропитывает все произведение1. <...> Конец мая -- начало июня 1905 г. По поводу просьбы артиста Артемьева и его товарищей о том, чтобы Л. <...> Н. заметил: -- У меня сомнение относительно нашего искусства для народа. <...> Н. сказал: -- Я думаю, что "Мертвый дом" лучшее, потому что цельное в художественном отношении3. <...> А "Идиот" прекрасно начало, а потом идет ужасная каша. <...> Июль 1906 г. По поводу своей статьи "О значении русской революции", во время ее писания4, Л. <...> Этого совсем не нужно, а чтобы все было ровно и одинаково хорошо, на каком месте, в середине ли, в конце ли, ни оборвать чтение. <...> Июль 1907 г. Лев Николаевич вошел и сказал: -- Сейчас прочел драму Наживина "В долине скорби" 5. <...> -- Стихи -- это все равно, что стал бы пахать и при этом делал бы танцевальные па 7. <...> -- Хорошо было бы в литературных произведениях держаться музыкального способа выражения. <...> . По поводу "Гардениных" Эртеля: 10 -- Новые писатели нас отучили от добросовестного, порядочного писания. <...> Понравился ему очень итальянский романс, исполненный Карузо; он ценил в нем типичный итальянский характер. <...> Ora pro nobis"12 ему особенно понравилось, и он просил повторить. <...> Я вот при этом колене мысленно представляю себе па -- возвращающиеся назад. <...> 22 декабря 1908 г. Вечером, слушая музыку -- пение Философовой и игру Гольденвейзера, Л. <...> Он прочел вслух несколько мест, как пример бессмыслицы изложения (между прочим, там, где вдруг неожиданно упоминается, и ни к селу, ни к городу, о перелетных птичках), и заметил с изумленным негодованием по поводу места о времени: -- Бессмысленный, отчаянный, беззастенчивый набор слов! <...> Март 1909 г. Л. Н. про свои <...>
Записи_(о_Толстом)_1894_-_1910_гг..pdf
Владимир Григорьевич Чертков. Записи Date: 2 августа 2009 Изд: Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников. В 2-х томах, М., "Художественная литература", 1978 OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com) В. Г. ЧЕРТКОВ ЗАПИСИ 20 мая 1894 г. Лев Николаевич. -- Во всяком художественном произведении важнее, ценнее и всего убедительнее для читателя собственное отношение к жизни автора и все то в произведении, что написано на это отношение. Цельность художественного произведения заключается не в единстве замысла, не в обработке действующих лиц и т. п., а в ясности и определенности того отношения самого автора к жизни, которое пропитывает все произведение1. В известные годы писатель может даже до некоторой степени жертвовать отделкой формы, и если только его отношение к тому, что он описывает, ясно и сильно проведено, то произведение может достичь своей цели. 1897 г. Л. Н. -- Я в отношении бумаги распроплюшкин. Мне все кажется, что на этом кусочке можно так много хорошего написать, что все-таки основание всему этому хорошему -- бумага. Конец мая -- начало июня 1905 г. По поводу просьбы артиста Артемьева и его товарищей о том, чтобы Л. Н. написал пьесу, с которой они могли бы ходить по русским деревням, давая ее в амбарах и проч., Л. Н. заметил: -- У меня сомнение относительно нашего искусства для народа. Не нам его учить. Он сам должен создать свое искусство 2. -- Но ведь вот, например, ваши народные рассказы они ценят. -- Да, но это я от них взял и им же отдал. Но скажу вам еще, что ведь сам я тоже частичка народа. Чего я не выношу -- это желания интеллигенции поучать народ. Июль 1906 г. Л. Н. -- Достоевский, да -- это писатель большой. Не то что писатель большой, а сердце у него большое. Глубокий он. У меня никогда к нему не переставало уважение. На вопрос, какое из произведений Достоевского он считает лучшим, Л. Н. сказал: -- Я думаю, что "Мертвый дом" лучшее, потому что цельное в художественном отношении3. А "Идиот" прекрасно начало, а потом идет ужасная каша. И так во всех почти его произведениях. Июль 1906 г. По поводу своей статьи "О значении русской революции", во время ее писания4, Л. Н. сказал мне: -- В конце все путаюсь: недостаточно ясно. Я пережил это "красноречие" в заключениях, но хочется закончить просто, но ясно. -- А вы теперь против того, чтобы обрабатывать конец статьи в сильное резюмирующее заключение? -- Да, да, к этому уже слишком привыкли. Знаете, как чувствуешь, читая, когда приближаешься к концу статьи: вот-вот сейчас начнется великолепный заключительный аккорд. Этого совсем не нужно, а чтобы все было ровно и одинаково хорошо, на каком месте, в середине ли, в конце ли, ни оборвать чтение. Лето 1907 г. Л. Н. -- Не могу теперь заниматься художественным писанием. Чуткость, впечатлительность обострились. Материал в воспоминаниях есть. Но -- совестно. Ну, представьте себе, начнешь писать: "Иван Иванович лежал на постели..." Никакого не было Ивана Ивановича. Совестно. Июль 1907 г. Лев Николаевич вошел и сказал:
Стр.1