25 ИДЕИ И ПРАКТИКА: РЕЛИГИОЗНЫЕ И СЕКУЛЯРНЫЕ ЦЕННОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И.П. <...> «Святая Русь»: Геополитическое воображение в современной Русской православной церкви. <...> В.В. Матюхин в работе «”Постсекулярная” Турция» предпринимает любопытную попытку оценить политику правящей Партии справедливости и развития, часто именуемой «демоисламистской», через призму концепции постсекулярного общества. <...> В.С. Слобожникова изучает религиозную политику в другом ракурсе – со стороны государства. <...> В ней собраны статьи С.М. Хенкина «Мусульмане-иммигранты в Испании: Проблемы межкультурных коммуникаций», А.В. Веретевской «Политика интеграции мусульман в современных Нидерландах: Эволюция парадигмы», Е.В. Пинюгиной «Легитимация мусульманских сообществ в условиях швейцарской политической системы» и А.В. Михалевой «Навид Кермани: Светско-ориентированный проект европейского ислама». <...> На Балканах религиозная идентичность устойчиво воспроизводится в этнополитических конфликтах. <...> Секулярная парадигма: Идеи и авторы Последовательные и эмпирически обоснованные теории секуляризации, качественно отличные от критики религии, рожденной Просвещением, и утверждений о ее отмирании в ходе общественного развития были сформулированы в 1950–1960-х годах. <...> Наиболее известные формулировки теории секуляризации принадлежат Б. <...> обогатил теории секуляризации двумя основными выводами: о взаимосвязи рационализации и секуляризации и об ослаблении социальных позиций религии в результате фрагментации религиозной культуры [Berger, 1967]. <...> Уязвимость теорий секуляризации После зримого возвращения религии в публичную сферу в 1980-х годах влияние секулярной парадигмы стало ослабевать. <...> Ригель конкретизируют «слабые места» секулярной парадигмы: это привязка к христианству («в глобальной исторической перспективе изменения, называемые секуляризацией, обусловлены уникальной внутренней динамикой западноевропейского христианского мира <...>
Политическая_наука._№2_2013.pdf
УДК 32.001
ББК 66.0
П 50
ИНИОН РАН
Центр социальных научно-информационных
исследований
Отдел политической науки
Редакционная коллегия:
Е.Ю. Мелешкина – канд. полит. наук, главный редактор,
Л.Н. Верчёнов – канд. филос. наук, Д.В. Ефременко –
д-р полит. наук, М.В. Ильин – д-р полит. наук,
О.Ю. Малинова – д-р филос. наук, зам. главного редактора,
П.В. Панов – д-р полит. наук, С.В. Патрушев – канд. ист.
наук, Ю.С. Пивоваров – академик РАН, А.И. Соловьёв –
д-р полит. наук, Р.Ф. Туровский – д-р полит. наук,
И.А. Чихарев – канд. полит. наук
Редактор-составитель номера –
канд. политических наук И.В. Кудряшова
Ответственные за выпуск –
канд. полит. наук О.А. Толпыгина, К.П. Кокарев
Политическая наука: Науч. журн. / РАН. ИНИОН.
П 50
Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. полит. науки;
Росс. ассоц. полит. науки; Ред. кол.: Мелешкина Е.Ю.
(гл. ред.) и др. – М., 2013. – № 2: Религия и политика /
Ред.-сост. Кудряшова И.В. – 308 с.
Анализируются проблемы взаимодействия религии и политики в
современную эпоху. Представлены результаты эмпирических исследований
в таких областях, как религия и демократия, религия и национализм,
религия и модернизация, религия и политический конфликт.
Особое внимание уделено влиянию религии на процессы государственного
и национального строительства.
Для исследователей-политологов, религиоведов, преподавателей,
аспирантов и студентов.
УДК 32.001
ББК 66.0
ISBN 1998-1775
© ИНИОН РАН, 2013
Стр.2
3
СОДЕРЖАНИЕ
Представляем номер ............................................................................ 5
СОСТОЯНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ
И.В. Кудряшова. Как изучать взаимодействие религии
и политики?......................................................................................... 9
М.М. Мчедлова. Возвращение религии, или Новый мир:
В поисках объяснения...................................................................... 25
ИДЕИ И ПРАКТИКА: РЕЛИГИОЗНЫЕ И СЕКУЛЯРНЫЕ
ЦЕННОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
И.П. Глушкова. Индия: Медиафеномен «оскорбленных
чувств» как политический проект .................................................. 48
О.Г. Харитонова. Католицизм и современность: Демократия
в социальной доктрине Римско-католической церкви ................ 81
Г.Г. Косач. Саудовская Аравия: Власть и религия ....................... 100
В.В. Матюхин. «Постсекулярная» Турция .................................... 126
КОНТЕКСТ: РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА В РОССИИ
М.Д. Суслов. «Святая Русь»: Геополитическое воображение
в современной Русской православной церкви............................. 142
В.С. Слобожникова. Религиозность как политический
ресурс российского государства................................................... 165
Е.С. Арляпова. Ислам как источник легитимации и консолидации
власти в Чеченской Республике.................................................... 177
Стр.3
4
РАКУРС: ИНТЕГРАЦИЯ МУСУЛЬМАНСКИХ
СООБЩЕСТВ В ПРИНИМАЮЩИЕ СТРАНЫ ЕВРОПЫ
С.М. Хенкин. Мусульмане-иммигранты в Испании:
Проблемы межкультурных коммуникаций................................. 193
А.В. Веретевская. Политика интеграции мусульман
в современных Нидерландах: Эволюция парадигмы................. 216
Е.В. Пинюгина. Легитимация мусульманских сообществ
в условиях швейцарской политической системы ....................... 232
А.В. Михалева. Навид Кермани: Светско-ориентированный
проект европейского ислама......................................................... 249
ПЕРЕЧИТЫВАЯ КЛАССИКУ
Г. Алмонд. Христианские партии Западной Европы .................... 267
ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЙ ЖУРНАЛ
М. Жигмитова. «Политика и религия».......................................... 278
С КНИЖНОЙ ПОЛКИ
Е.В. Колдунова. Конфуцианство и демократия: Две вещи
несовместные?................................................................................ 288
Ключевые слова и аннотации ......................................................... 296
Сведения об авторах ........................................................................ 307
Стр.4