Н. Г. Чернышевского
Стихотворения Н.Щербины
Два тома. СПб., 1857
Н. Г. Чернышевского. Литературная критика в двух томах
Т. 2. Статьи и рецензии 1856-1862 годов
М., "Художественная литература", 1981
Подготовка текста и примечания Г. Н. Антоновой,Ю. Н. Борисова, А. А. Демченко, А. А.Жук, В.
В. Прозорова
OCR Бычков М. Н.
Первый, очень небольшой по объему сборник стихотворений, изданный г.Щербиною1, показал в
нем поэта с замечательным талантом. С того времени прошло семь лет. Г.Щербина в продолжении этих
лет постоянно печатал свои произведения в разных журналах. Многие из новых пьес были прекрасны, но
известность г. Щербины мало возвышалась до последнего времени, когда начали появляться его
"Ямбы"2. Благородная мысль, одушевлявшая эти пьесы, живо вызывала сочувствие каждого порядочного
человека. Но если мы подумаем о том, какое громкое одобрение заслужили пьесы с современным
содержанием г. Бенедиктова, то не можем скрыть от себя, что поэт с таким талантом, как г. Щербина,
касаясь живых идей, должен был бы возбудить гораздо больший восторг,-- не можем защититься от
мысли, что "Ямбы" г. Щербины, хотя и не были бессильны, но не производили того действия, какого
должно было бы ожидать от пьес подобного содержания, писанных человеком истинно даровитым,
каким невозможно не признавать г.Щербину.
Г.Щербина видит и, мы уверены, оценит прямоту, с которою мы говорим о его стихотворениях.
Если б мы не были убеждены в силах его таланта, не были уверены, что3 при более верном употреблении
своих сил талант его может явиться публике в блеске, несравненно более высоком,-- если бы мы не были
уверены в этом, мы не коснулись бы щекотливого вопроса, нами поставленного на вид. Мы просто
сказали бы, что г. Щербина -- "один из лучших наших поэтов в настоящее время", что "его прекрасный
талант отличается такими-то и такими-то превосходными достоинствами", что "хотя, конечно, и у него,
как у всякого другого, есть произведения слабые" (о чем упомянули бы только слегка, для формы), но
что "такие-то и такие-то пьесы у него истинно очаровательны своею прелестью, а такие-то и такие-то
очень замечательны своею благородною энергиею",-- наговорили бы множество похвал этим
прекрасным пьесам,-- и тем кончили бы наш отзыв. О недостатках пьес ничего или почти ничего; о
достоинствах -- много, очень много. Так мы поступили бы, если б дело шло о таланте обыкновенном,
который пусть себе развивается, как случилось, от которого нельзя ожидать ничего лучшего, нежели те
прекрасные пьесы, которые он уже дал нам. Но талант г. Щербины -- это дело совершенно другое.
Вопрос о нем довольно важен для того, чтобы отбросить в сторону всякую щекотливость и высказать не
только то, что приятно, но и все, что нужно высказать. Такие таланты являются не каждый день. Если
такой талант не сделает всего, что может сделать, это будет уже потерею для литературы. Тут дело
важнее всяких личных отношений.
Мы прямо поставили вопрос о несоответствии известности, которую доставили г. Щербине
напечатанные им до сих пор произведения, с силами его таланта. И так же прямо отвечаем: это
несоответствие происходит оттого, что г. Щербина до сих пор еще не нашел верного употребления для
сил своего таланта; он все еще стесняет себя или принужденностью форм, или принужденностью тона,
боясь отдаться естественному влечению своего таланта.
Он начал стихотворениями, которые сам назвал "греческими" и которые всего лучше можно
охарактеризовать, сказав, что они очень близки по духу, а часто и по достоинству формы, к
стихотворениям Шенье4. Мы не знаем, насколько участвовало в их происхождении влияние Шенье,
насколько личная симпатия автора к античному миру, насколько разные другие влияния или сочувствия.
Если бы талант г. Щербины по натуре своей мог удовлетвориться этим родом поэзии, мы ничего не
сказали бы против того, но увидели бы только, что в этом случае каприз природы произвел среди нас
Стр.1