Содержание издания Культурология: Дайджест определяют разнообразные темы: теория культуры, культурная ангропология, постмодернизм, история культуры и другие материалы. <...>
Contents оf this issue cover various themes: theory of culture, cultural anthropology, postmodernism, history of culture and other material. <...>
Культурология_№3_2017.pdf
УДК 008
ББК 71.0
К 90
Серия «Теория и история культуры»
Центр гуманитарных научно-информационных исследований
Отдел культурологии
О.В. Кулешова – кандидат филологических наук, зам. председателя,
Г.В. Хлебников – кандидат философских наук,
Л.В. Скворцов – доктор философских наук, председатель,
Редакционный совет серии:
С.Я. Левит – кандидат философских наук, Ю.Ю. Чёрный –
кандидат философских наук
Э.Н. Жук – зам. главного редактора, С.Я. Левит – кандидат
философских наук, Т.Н. Гончарова, Т.А. Фетисова
О.В. Кулешова – кандидат филологических наук,
главный редактор,
Редакционная коллегия:
кандидат филологических наук О.В. Кулешова
Редактор-составитель выпуска –
Ответственный за выпуск –
Т.Н. Гончарова
К 90
Культурология: Дайджест / РАН. ИНИОН. Центр гуманит.
науч.-информ. исслед. Отд. культурологии; Ред. кол.:
О.В. Кулешова, гл. ред., и др. – М., 2017. – (Сер.: Теория и история
культуры / Ред. совет: Скворцов Л.В., пред., и др.). –
2017 № 3(82) / Ред.-сост. вып. О.В. Кулешова. – 232 с.
лы по культурологии.
Contents of this issue cover various material on culturology.
Издано при поддержке Российского фонда содействия
образованию и науке
УДК 008
ББК 71.0
© ИНИОН РАН, 2017
Содержание издания определяют разнообразные материа2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
М.Н. Эпштейн. От знания – к творчеству. Как гуманитарные
науки могут изменять мир ................................................................... 6
С.Я. Левит. Поэзия чувства и «сердечного воображения»
в контексте исторической поэтики Веселовского ........................... 11
С.А. Гудимова. Эстетические идеи Древней Индии ........................ 24
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Н.К. Бонецкая. Русский Ницше и пути постницшевского
христианства ....................................................................................... 32
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СЛОВЕСНЫХ ФОРМ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Игорь Немировский. Как Пушкин стал пророком (из истории
ранних пушкинских биографий) ....................................................... 36
Т.Л. Скрябина. Быт и реалии курортов Минеральных Вод
в механизме интриги «Княжны Мери» М.Ю. Лермонтова............. 40
Самарий Великовский. Алжирский пролог. «Изнанка и лицевая
сторона», «Бракосочетания».............................................................. 50
С.Я. Левит. Искусство медленного чтения М. Гершензона........... 56
Г.М. Казакова. Нон-фикшн в современной книжной культуре ..... 69
Е.М. Четина, Е.А. Клюйкова. Фандомы и фанфики: Креативные
практики на виртуальных платформах ............................................. 72
3
Стр.3
Инна Осиновская. Красавицы и чудовища: Смысловые
конструкции и образное поле красивого и уродливого в сказках...76
Мария Ахметова. Стратегии номинации и «языковая политика»:
Названия жителей городов .................................................................80
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОВРЕМЕННЫХ
ФОРМ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Петр Вайль. В начале Джотто............................................................83
С.А. Гудимова. Поэтика театра Дзёрури............................................85
Марина Лобанова. Концепции пространства, времени, движения
в эпоху барокко....................................................................................94
Ролан Барт. Арчимбольдо, или Ритор и маг ....................................98
Екатерина Шевченко. Эстетика балагана в драматургии
символистов .......................................................................................101
Евгений Казаков. Душа человека XVII–XVIII веков (На материале
европейского искусства) ...................................................................103
Н.А. Силантьева, В.Н. Яранцев. Дворец как феномен культуры:
Проблемы изучения в семиотическом плане .................................108
Жорж Перек. Зачарованный взгляд ................................................110
Дмитрий Трубочкин. Театр и ритуал ...............................................112
Дмитрий Трубочкин. Трагедия и Дионис........................................115
Григорий Амелин. «Менины» Веласкеса: Картина о картине........118
СИМВОЛЫ И ЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР
С.А. Гудимова. Числа сакральные, числа символические..............122
С.А. Гудимова. Символы японской эстетики ..................................135
И.М. Цибизова. Философская символика в современной детской
литературе и ее значение для передачи культурноцивилизационного
кода.....................................................................146
Сергей Неклюдов. Оборотничество: «Природа вещей», объем
понятия, региональные версии.........................................................159
Людмила Виноградова. Перспективен ли оценочный признак
добрый / злой для классификации демонологических
персонажей? .......................................................................................161
4
Стр.4
Александр Махов. Оборотень-теолог: В поисках богословских
ключей к «странным» дьявольским обличьям............................... 164
КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ
Михаил Майзульс. Саморазоблачающаяся иллюзия: Внешняя
и внутренняя перспектива в иконографии дьявольских
наваждений........................................................................................ 166
ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ
Т.Л. Скрябина. Ольга Глебова-Судейкина –
Коломбина 1910-х годов .................................................................. 168
КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Раиса Кирсанова. Легенда русской моды ...................................... 185
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
Кич как феномен культуры. Обзор .........................................188
Александр Мещеряков. Японские поиски женской красоты ........ 204
В.Ю. Новикова. Особенности европейской культуры чтения
от Античности до современности ................................................... 210
Л.С. Хачатрян. Мораль викторианской Англии как последствие
«культурного взрыва» ...................................................................... 216
А.А. Сукало. Социальные девиации: Проституция и гетеризм
в культурно-досуговом ракурсе ...................................................... 219
КОНФЕРЕНЦИИ
III международная конференция «География искусства».
Обзор ............................................................................................. 224
5
Стр.5