Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 468934)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Археология: программа лекционного курса и планы семинарских занятий

0   0
АвторыКольцов Петр Михайлович
ИздательствоКалмыцкий государственный университет
Страниц14
ID366305
АннотацияДанный курс представляет комплекс лекционных и семинарских занятий. Программа лекционного курса освещает основной круг наиболее важных и сложных проблем в археологии. Планы семинарских занятий содержат вопросы по каждой теме, список литературы и контрольные вопросы, ориентирующие студентов к итоговому экзамену. - Элиста, 2005.
Кому рекомендованодля студентов 1 курса исторического отделения
УДК902/904
ББК63.4
Археология: программа лекционного курса и планы семинарских занятий / П.М. Кольцов .— Элиста : Калмыцкий государственный университет, 2005 .— 14 с.

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Археология_программа_лекционного_курса_и_планы_семинарских_занятий_.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" АРХЕОЛОГИЯ Программа лекционного курса и планы семинарских занятий для студентов 1 курса исторического отделения Элиста 2005
Стр.1
Составитель: профессор П.М. Кольцов Археология. Программа лекционного курса и планы семинарских занятий для студентов 1 курса исторического отделения / Калм. ун-т; Сост. П.М. Кольцов, Элиста, 2005. 28 с. ВВЕДЕНИЕ Археология - наука об историческом прошлом человечества. Ее изучение способствует формированию у студентов фундаментальных знаний о закономерностях процесса исторического развития. На основе археологических источников складывается целостное представление о возникновении и развитии человечества, его материальной и духовной культуры; понятие археологической культуры; определение относительной и абсолютной хронологии; возможности использования данных письменных источников, лингвистики и антропологии для оценки и интерпретации археологических материалов. Дня успешного изучения данного предмета студентам необходимо усвоДанный курс представляет комплекс лекционных и семинарских занятий. Программа лекционного курса освещает основной круг наиболее важных и сложных проблем в археологии. Планы семинарских занятий содержат вопросы по каждой теме, список литературы и контрольные вопросы, ориентирующие студентов к итоговому экзамену. Печатается по решению учебно-методического совета гуманитарного института Рецензент - канд. ист. наук, доцент СМ. Мургаев ить определенные знания по следующим дисциплинам: этнология, история первобытного общества, основы геологии, палеогеография и др. В учебном процессе используется целый перечень технических средств и наглядных пособий: карты, где отмечены места тех или иных исторических событий, границы археологических культур, конкретного памятника (поселения, городища, города и т.д.); схемы и иллюстрации; монографии; археологические материалы (керамические сосуды, украшения, орудие, каменные орудия труда и др.); слайды. Содержание курса по предмету "Основы археологии" излагается преподавателем по разделам, соответствующим общепринятой археологической периодизации: каменный век (палеолит, мезолит, неолит), энеолит, бронза и железный век. Археология каменного века - начальный и во многом решающий этап разПодписано в печагь 22.12.2005. Формат 60x84/16. Усл. печ. л. 1,63. Тираж 100 экз. Заказ № 472/1д. Издательство Калмыцкого университета. 358000, г. Элиста, ул. Пушкина, И вития человеческого общества. В данном разделе особое внимание следует обратить на археологическую периодизацию первобытной истории. Причем, она должна быть тесно увязана с основными этапами антропогенеза, а также экологическими изменениями в разные периоды становления и развития первобытного общества. В учебной литературе нет полной археологической периодизации в виде отдельной таблицы или схемы, которые содержали бы названия и хронологические рамки археологических эпох в их последовательности. Поэтому студенту следует выучить схему периодизации истории человечества, данную в лекции преподавателя. Без знания этой периодизации невозможно успешное освоение курса по археологии. Отдельные схемы можно найти в учебнике А.И. Мартынова "Археология" (схема периодизации палеолита Евразии и некоторых археологических культур). Энеолит и бронзовый век - это археологические эпохи металлургического производства и дальнейшего развития производящей экономики. Здесь рассматриваются общие закономерности в развитии археологических культур 3
Стр.2
энеолита и бронзы, объединенных в Циркумпонтийскую металлургическую провинцию (ЦМП). Археология железного века изучает этнические, хозяйственно-культурные и исторические общности Евразии. В этом же разделе рассмотрены наиболее яркие достижения древневосточной и античной цивилизации. Особое внимание уделено кочевникам южнорусских степей и археологии древней Руси. Студент, изучивший курс - основы археологии, должен знать: основные термины и понятия существующие в археологии, археологическую периодизацию истории человечества, названия, последовательность и хронологические рамки археологических эпох, содержание основных археологических культур, а также о роли археологии в системе исторических знаний. Полученные в ходе учебного процесса знания по археологии студент должен уметь применять при написании научных докладов, курсовых и дипломных работ. Во время полевой практики применить методику исследования (раскопок) археологических памятников - стоянок, поселений, курганов. Уметь работать с нивелиром, компасом, проводить фотофиксацию, консервацию находок, вести полевую документацию. Текущий контроль по усвоению студентами полученных знаний осуществляется в ходе учебного процесса, на семинарских занятиях, контрольных работ и во время производственной практики. В данной программе предлагаются темы лекций, планы семинарских занятий и списки рекомендованной литературы по подготовке к практическим занятиям и контрольные вопросы к экзамену по дисциплине. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ Тема 1. Предмет археологии, ее методы, задачи и источники Археология, ее место в системе исторического образования. Роль археологии в изучении древнейшего прошлого человечества. Предмет археологии, ее задачи. Виды археологических источников. Методы, применяемые в археологии: сравнительный, типологический, естественнонаучный, экспериментальный и другие. Характеристика основных видов археологических памятников. Археологическая периодизация истории человечества: каменный век, энеолит, бронзовый век, железный век. Государственная система охраны и использования памятников истории и культуры в Российской Федерации. Законодательные акты Российской Федерации и Республики Калмыкия "Об охране и использовании памятников истории и культуры". Основные положения законов. Ответственность исследователя получившего Открытый лист (разрешение на проведение археологических разведок или раскопок) от Полевого комитета Института археологии РАН. Познавательная и воспитательная функция памятников истории и культуры, в 4 частности археологии. Роль школы и учителей в деле сохранения памятников археологии. Тема 2. Палеолит Характеристика эпохи и ее периодизация (олдувай, ашель, мустье, верхний палеолит). Этапы антропогенеза по данным различных наук. Находки древних гоминид - архантропов (австралопитековые и их разновидности — питекантропы, синантропы и др.) и первых артефактов (чопперы, чоппинги, сфероиды и др.). К вопросу о прародине человека (полицентризм и моноцентризм). Происхождение кроманьонского человека или Homo Sapiens. Каменные орудия как источник производственной деятельности первобытного человека. Природные условия в палеолите на территории Евразии. Взаимосвязь природной среды и первобытного общества. Влияние оледенения на изменение природной среды в позднем плейстоцене Евразии. Памятники палеолита на территории России и стран СНГ. Олдувайская культура Восточной Африки (открытия Л. Лики древнейших галечных орудий). Хронологические рамки олдувая: 2,8 млн. лет -1,8 млн. лет назад. Ашель. Хронологические рамки эпохи: 1,8 млн. лет назад - 150 тыс. лет назад. Ашельские памятники Евразии. Освоение человеком огня. Ведущие формы каменных орудий: бифасы, орудия на отщепах и пластинах. Ашельские памятники на территории Крыма, Кавказа и Русской равнины. Мустье. Хронологические рамки мустьерской эпохи: 150-40 (30) тыс. лет назад. Археологические памятники среднего палеолита и область их распространения (Крым - Заскальная 6, Киик-Коба, Волчий, Чокурча, Староселье, Шайтан-Коба и др.; Кавказ - Джручула в Имеретии, Кударо 1 и Цона в Южной Осетии, Ахштырская, Навалишинская и Воронцовская пещеры, Ильская стоянка на Кубани и др.). Самые ранние погребения (Тешик-Таш в Средней Азии и Староселье в Крыму), зачатки искусства и домостроительства. Антропологические находки. Неандертальская проблема по археологическим данным. Основные области развития культур мустьерской эпохи: Кавказ, тяготевший к традициям Передней Азии; центр европейской части России, частично Причерноморье, где традиции культуры были больше связаны с зоной Центральной Европы; Средняя Азия, Казахстан и Южная Сибирь, связанные с галечной центральноазиатской техникой. Поздний (верхний) палеолит. Хронологические рамки позднего палеолита: 40 (30) тыс. лет назад - 12 (10) тыс. лет назад. Это время формирования человека современного вида. Палеофафические условия эпохи: ледниковый климат, рядом начиналась зона приледниковой тундры, южнее простиралась зона степей с перелесками, а далее к югу росли леса из дуба, фаба и бука. 5
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически