Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
Институт социально-культурных технологий
Кафедра музейного дела
А. А. Насонов
ИСТОРИЯ
ЧАСТЬ 1: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО 1801 ГОДА
Практикум
Направление подготовки:
51.03.04 (072300.62) «Музеология и охрана объектов
культурного и природного наследия»
Профили подготовки:
«Культурный туризм и экскурсионная деятельность»,
«Выставочная деятельность»
Квалификация (степень) выпускника
«бакалавр»
Формы обучения:
очная, заочная
Кемерово 2016
1
Стр.1
УДК 93/94 (076)
ББК 63.3я73
Н 31
Практикум составлен в соответствии с требованиями раздела VIII
п. 8.4 ФГОС ВПО к фонду оценочных средств по направлению 51.03.04
(072300.62) «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»
и профилям подготовки «Культурный туризм и экскурсионная
деятельность», «Выставочная деятельность».
Утвержден на заседании кафедры музейного дела института социально-культурных
технологий КемГИК 12.11.2015 г., протокол № 4.
Рекомендован к изданию учебно-методическим советом
института социально-культурных технологий КемГИК 19.11.2015 г.,
протокол № 2.
Насонов, А. А.
Н 31
История. Часть 1: Отечественная история с древнейших времен
до 1801 года [Текст]: практикум по направлению подготовки 51.03.04
(072300.62) «Музеология и охрана объектов культурного и природного
наследия», профили подготовки: «Культурный туризм и экскурсионная
деятельность», «Выставочная деятельность», квалификация
(степень) выпускника «бакалавр» / А. А. Насонов. – Кемерово: Кемеров.
гос. ин-т культуры, 2015. – 48 с.
ISBN 978-5-8154-0324-6
ISBN 978-5-8154-0329-1
УДК 93/94 (076)
ББК 63.3я73
ISBN 978-5-8154-0324-6
ISBN 978-5-8154-0329-1
2
© Насонов А. А., 2016
© Кемеровский государственный
институт культуры, 2016
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Общая историческая подготовка имеет определяющее значение для
бакалавра в сфере музеологии, культурного туризма, экскурсионной и выставочной
деятельности. Знание исторического фактического материала
позволит принимать грамотные профессиональные решения и совершенствовать
собственную деятельность.
Целью практикума является формирование целостного представления
об историческом периоде отечественная история с древнейших времен до
1801 года посредством установления причинно-следственных связей.
Задачи практикума:
– совершенствование знаний периодизации отечественной истории;
– закрепление знаний исторических дат и умения выстраивать их в
хронологическую последовательность;
– совершенствование умения формулировать исторические понятия;
– формирование навыка историко-сравнительного анализа;
– формирование навыка определения вклада исторических деятелей
в развитие какой-либо сферы российского общества.
Практикум по дисциплине «История» основан на тематике семинарских
занятий, представленной в учебно-методическом комплексе дисциплины1.
Основная и дополнительная литература, рекомендованная в практикуме
для подготовки к семинарским занятиям, дополняет списки
литературы в учебно-методическом комплексе дисциплины.
Практикум предусматривает использование нескольких форм оценочных
средств, которые позволяют организовать самостоятельную и аудиторную
работу студентов по дисциплине «История». Каждый семинар
сопровождается тестовыми заданиями, с помощью которых студенты после
завершения самостоятельной подготовки перед семинарским занятием
могут проверить свои знания фактического материала (основных дат, понятий,
имен соответствующей темы). В практикуме представлены следующие
типы тестовых заданий:
расположение в хронологической (от самого раннего по времени
события к более позднему) и географической (от самых северных до крайних
южных объектов, от больших к меньшим частям) последовательностях;
1
История [Текст]: учеб-метод. комплекс дисциплины по направлению подготовки
51.03.04 (072300.62) «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»,
профили подготовки: «Культурный туризм и экскурсионная деятельность», «Выставочная
деятельность», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / авт.-сост.
А. А. Насонов. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2014. – 104 с.
3
Стр.3
установление соответствия между понятием и определением, между
историческим деятелем или явлением и событием;
выявление правильного утверждения с учетом даты и места, где
происходило событие, а также того, какие исторические деятели принимали
в этих событиях участие;
заполнение таблицы с пропусками.
Семинарские занятия 1, 5, 7, 9–11 предусматривают подготовку сообщений,
являющихся результатом индивидуальной самостоятельной работы
студента. Сообщения также предполагают публичное выступление и
информирование других студентов учебной группы по специальным вопросам
темы, требующим углубленного изучения.
Поскольку в отечественной исторической науке существуют дискуссионные
вопросы, в рамках изучения дисциплины «История» предполагается
написание студентами эссе – краткого аргументированного изложения
собственного мнения по теме, раскрытие сути проблемы, самостоятельное
установление причинно-следственных связей исторических событий и явлений.
В
ходе семинаров-конференций практикуется использование презентаций,
позволяющих студентам представить наработанную информацию
по заданной тематике в виде набора слайдов, подготовленных в специальной
программе.
По итогам изучения учебного материала, представленного в семинарах,
предусмотрены коллоквиумы – способ промежуточной проверки знаний,
умений, навыков студента в середине семестра по пройденным темам
изучаемого предмета. В частности, коллоквиумы предусмотрены после
изучения тем семинарских занятий 1–3, 4–5, 6–7, 8–10, 11–12.
Данный практикум направлен на формирование следующих общекультурных
и профессиональных компетенций:
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу,
восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
(ОК-1);
способность логически верно, аргументированно и ясно строить
устную и письменную речь (ОК-2);
готовность к социальному взаимодействию, самоконтролю и работе
в коллективе (ОК-3);
способность применять основные положения и инструментарий
(методы) социальных, гуманитарных и экономических наук при решении
социальных и профессиональных задач (ОК-7);
4
Стр.4
способность понимать, изучать и критически анализировать научную
информацию по тематике исследования, используя адекватные методы
обработки, анализа и синтеза информации, и представлять результаты
исследований (ПК-2).
В ходе освоения дисциплины посредством практикума студент должен:
знать:
периодизацию русской и российской истории (ОК-3, ПК-2);
факторы уникальности и универсальности исторического развития
(ОК-1, ПК-2);
социокультурные особенности основных периодов русской и российской
истории (ПК-2);
роль насилия и ненасилия в русской и российской истории (ОК-1,
ПК-2);
уметь:
применять социально-гуманитарную и экономическую терминологию
(ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-7);
анализировать и оценивать научную информацию по истории
(ПК-2);
проводить сравнительный анализ особенностей основных периодов
русской и российской истории (ОК-7, ПК-2);
выявлять позитивные и негативные последствия реформ для развития
русского и российского общества во временной ретроспективе (ОК-1,
ПК-7);
владеть:
навыками аргументированного изложения собственной точки зрения,
ведения дискуссии (ОК-2, ОК-3);
способностью работать в коллективе (ОК-3);
приемами публичной презентации результатов собственных теоретических
изысканий (ОК-2, ОК-3);
навыками определения вклада исторических деятелей в развитие
общества и государства (ОК-1, ПК-2).
Эти компетенции включены в профильную модель компетенций,
проверяемых в ходе итоговой государственной аттестации2.
2 Комплексная программа государственного междисциплинарного экзамена по направлению
51.03.04 (072300.62) «Музеология и охрана объектов культурного и природного
наследия», профиль подготовки: «Культурный туризм и экскурсионная деятельность»,
квалификация (степень) выпускника «бакалавр» [Текст] / отв. ред. Д. Д. Родионова,
А. А. Насонов, П. В. Глушкова. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств,
2015. – С. 8; Изменения и оценка сфомированности общекультурных и профильных
компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС ВПО [Текст]: науч.-метод.
рекомендации / науч. ред. Н. Н. Григоренко. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и
искусств, 2015. – С. 47–51.
5
Стр.5