Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Философские науки  / №12 2015

ПРОБЛЕМА РЕЛИГИОЗНОГО ЧУВСТВА В НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ (300,00 руб.)

0   0
Первый авторДАМТЕ
Страниц15
ID366174
АннотацияВ статье рассматривается проблема религиозного чувства в немецкой философской мысли конца XIX–начала XX вв. Используя значительный фактический материал, автор показывает развитие данного понятия в указанный период, раскрывает его значение для концептуализации задач и методов психологии религии и выявления ее соотношения с философским анализом религии. Он приходит к выводу о невозможности однозначного его определения, а также раскрывает его эвристическое значение для современных исследований в сфере психологии религии и истории религиоведения.
ДАМТЕ, Д.С. ПРОБЛЕМА РЕЛИГИОЗНОГО ЧУВСТВА В НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ / Д.С. ДАМТЕ // Философские науки .— 2015 .— №12 .— С. 108-122 .— URL: https://rucont.ru/efd/366174 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Современный взгляд ФН–12/2015 ПРОБЛЕМА РЕЛИГИОЗНОГО ЧУВСТВА В НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ* Д.С. ДАМТЕ Проблема природы религиозных чувств и их развития по праву считается одной из самых сложных и наиболее интересных в религиоведческой науке. <...> Вопрос о религиозных чувствах находится на стыке философии религии и психологии религии, а также тесно связывает эти дисциплины с антропологией религии. <...> Из теоретических, а частью также вследствие практических соображений было бы крайне интересно проследить историю вопроса, которая привела бы нас к истокам психологии религии, к ее фундаментальным основаниям, напрямую связанным с проблемами философии религии. <...> Одним из характерных примеров в этом отношении являются труды Георга Зиммеля, в которых автор рассматривает религию, исходя из ее оснований в человеческой душе. <...> Он показывает, что религия проистекает из тех * Работа выполнена в рамках проекта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) «Становление классического зарубежного теоретического религиоведения в XIX–первой половине XX века (психология религии и антропология религии)», грант № 15-33-01342. <...> Современный взгляд же движений человеческого духа, которые создают, например, основу социальной общности или закладывают фундамент искусства. <...> Зиммель говорит об «одноколейном» движении психологической жизни, «выхватывающей из всего многообразия тех миров, что заключены в нашей душе и лежат перед нами в виде, так сказать, неких идеальных возможностей, лишь отдельные разрозненные фрагменты, чтобы выложить из них пеструю мозаику собственного существования»3 . <...> Зиммель показывает, как человек переживает это религиозное отношение в том, что касается природы, собственной судьбы и окружающих людей, т.е. в обществе. <...> Самой низшей из этих форм религиозного отношения выступают те чувства – преклонение и трепет, – которые в человеке пробуждают проявления грозных сил природы. <...> Это <...>