Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №11 2015

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ (300,00 руб.)

0   0
Первый авторКРОТОВ
Страниц12
ID366166
АннотацияСтатья посвящена анализу выдвинутой К.А. Гельвецием своеобразной интерпретации интеллектуальной культуры. Рассмотрены его идеи о причинах изменений в области литературы, философии, религиозных и моральных представлений. С точки зрения сегодняшнего дня предложенная Гельвецием трактовка интеллектуальной культуры выглядит довольно схематичной, в известной мере упрощенной, в психологическом ключе обрисовывающей механизмы ее функционирования. Но его рассуждения изобилуют глубокими соображениями о частных явлениях, меткими наблюдениями, и это обстоятельство еще долго будет служить основанием для обращения к различным аспектам его наследия.
КРОТОВ, А.А. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ / А.А. КРОТОВ // Философские науки .— 2015 .— №11 .— С. 124-135 .— URL: https://rucont.ru/efd/366166 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Современный взгляд ФН–11/2015 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ К 300-летию со дня рождения К.А. Гельвеция А.А. <...> КРОТОВ Эпоха Просвещения, заявившая в качестве своего энциклопедического проекта программу преобразования способа мышления современников, выдвинула целый спектр концепций, в разной степени нашедших свое отражение и воплощение в последующей истории. <...> Среди них особое место принадлежит своеобразной интерпретации интеллектуальной культуры, разработанной К.А. Гельвецием. <...> Эта интерпретация, соединившая в себе гносеологический, моральный и политический аспекты, не выглядела для своего времени чем-то самоочевидным, «само собой подразумеваемым». <...> Клод Адриан Гельвеций (1715–1771) – прославленный моралист, поэт, политический мыслитель, внесший заметный вклад в развитие философии Просвещения. <...> Его концепции человека, воспитания, общественного устройства в первую очередь привлекли внимание современников и последующих комментаторов. <...> На фоне упомянутых концепций фактически в тени оказалась его оригинальная интерпретация интеллектуальной культуры, которая была вплетена в общую ткань системы. <...> Механизм функционирования культуры Гельвеций выводил из собственного понимания человеческой природы. <...> Исходя из представлений о возможности раскрыть закономерности духовной среды столь же точно и убедительно, как и порядок физических явлений, он предполагал использование как в первом, так и во втором случае единого метода. <...> Область нравственных событий может быть осмыслена в том же ключе, что и экспериментальная физика. <...> При этом раскрытие истины важно не ради нее самой, а для получения людьми от нее пользы. <...> Современный взгляд Рассматриваемый как способность мыслить, человеческий ум, по Гельвецию, определяется физической чувствительностью. <...> Придерживаясь сенсуализма, он заявлял, что «все в человеке сводится к ощущению»1 . <...> Внешние тела производят различные впечатления на людей <...>