Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Философские науки  / №11 2015

О МОРАЛИ И НЕЙРОФИЛОСОФИИ: ВОЗРАЖЕНИЯ ПАТРИЦИИ ЧЕРЧЛЕНД, ФРАНСУ ДЕ ВААЛЮ И ДЖОНУ СЁРЛУ (300,00 руб.)

0   0
Первый авторРАЗИН
Страниц9
ID366159
АннотацияВ статье рассматриваются вопросы возникновения морали, показывается, что для того чтобы какие-то альтруистические формы поведения были закреплены эволюционно в структурах головного мозга и гормональной регуляции, этому должно предшествовать повторяющееся поведение, часто обусловленное иными, не закрепленными еще генетически основаниями. Рассматривается также позиция Дж. Сёрла по вопросам сознания. Показывается, что Сёрл фактически не различает понятий «сознание» и  «психика», а также не может объяснить, почему нейродинамические процессы, связанные с реализацией сознательных функций приобретают субъективный смысл.
РАЗИН, А.В. О МОРАЛИ И НЕЙРОФИЛОСОФИИ: ВОЗРАЖЕНИЯ ПАТРИЦИИ ЧЕРЧЛЕНД, ФРАНСУ ДЕ ВААЛЮ И ДЖОНУ СЁРЛУ / А.В. РАЗИН // Философские науки .— 2015 .— №11 .— С. 32-40 .— URL: https://rucont.ru/efd/366159 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философия, наука, технологии ФН–11/2015 О МОРАЛИ И НЕЙРОФИЛОСОФИИ: ВОЗРАЖЕНИЯ ПАТРИЦИИ ЧЕРЧЛЕНД, ФРАНСУ ДЕ ВААЛЮ И ДЖОНУ СЁРЛУ А.В. <...> РАЗИН Предлагаемая статья возникла в результате осмысления позиции американских философов П. <...> Сёрла, а также известного биолога Франса де Вааля, относительно феномена сознания и некоторых проявлений нравственной жизни человека. <...> В докладе Патриции Чёрчленд на посвященном нейрофилософии круглом столе в МГУ им. <...> М.В. Ломоносова 18 июня 2015 г. были представлены интересные факты о гормональной регуляции поведения, которое может быть отнесено к разряду альтруистического или морального. <...> В частности, было показано, какими гормонами регулируется забота особей о потомстве, почему одни животные заключают длительные союзы, в то время как другие расстаются сразу же после того, как произошло биологическое спаривание. <...> Все это рассматривается как результат эволюции и связывается с полезными в эволюционном отношении приспособлениями. <...> По той же схеме в принципе рассматривается и поведение человека. <...> Однако, на наш взгляд, термин «эволюция» часто используется как универсальный метод для ответа на все непонятные вопросы. <...> Дело в том, что для того чтобы какой-то позитивный признак, связанный со сложными формами поведения, закрепился эволюционно в структурах мозга, ему должно предшествовать устойчивое повторяющееся поведение. <...> Иначе говоря, для того чтобы забота о потомстве закрепилась на уровне мозговых структур и гормональной регуляции, нужно, чтобы кто-то первым начал заботится о своем потомстве, а остальные это постоянно повторяли. <...> На мой вопрос относительно основания повторяющегося устойчивого поведения Патриция Чёрчленд ответила, что это определяется генетически. <...> Но в таком случае получается своеобразный методологический круг: сами мозговые структуры, обусловливающие альтруизм и заботу о потомстве, фиксируются на генетическом уровне и, соответственно, генетически передаются <...>