Философия, наука, технологии ФН–11/2015 О МОРАЛИ И НЕЙРОФИЛОСОФИИ: ВОЗРАЖЕНИЯ ПАТРИЦИИ ЧЕРЧЛЕНД, ФРАНСУ ДЕ ВААЛЮ И ДЖОНУ СЁРЛУ А.В. <...> РАЗИН Предлагаемая статья возникла в результате осмысления позиции американских философов П. <...> Сёрла, а также известного биолога Франса де Вааля, относительно феномена сознания и некоторых проявлений нравственной жизни человека. <...> В докладе Патриции Чёрчленд на посвященном нейрофилософии круглом столе в МГУ им. <...> М.В. Ломоносова 18 июня 2015 г. были представлены интересные факты о гормональной регуляции поведения, которое может быть отнесено к разряду альтруистического или морального. <...> В частности, было показано, какими гормонами регулируется забота особей о потомстве, почему одни животные заключают длительные союзы, в то время как другие расстаются сразу же после того, как произошло биологическое спаривание. <...> Все это рассматривается как результат эволюции и связывается с полезными в эволюционном отношении приспособлениями. <...> По той же схеме в принципе рассматривается и поведение человека. <...> Однако, на наш взгляд, термин «эволюция» часто используется как универсальный метод для ответа на все непонятные вопросы. <...> Дело в том, что для того чтобы какой-то позитивный признак, связанный со сложными формами поведения, закрепился эволюционно в структурах мозга, ему должно предшествовать устойчивое повторяющееся поведение. <...> Иначе говоря, для того чтобы забота о потомстве закрепилась на уровне мозговых структур и гормональной регуляции, нужно, чтобы кто-то первым начал заботится о своем потомстве, а остальные это постоянно повторяли. <...> На мой вопрос относительно основания повторяющегося устойчивого поведения Патриция Чёрчленд ответила, что это определяется генетически. <...> Но в таком случае получается своеобразный методологический круг: сами мозговые структуры, обусловливающие альтруизм и заботу о потомстве, фиксируются на генетическом уровне и, соответственно, генетически передаются <...>