Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра «Растениеводство и земледелие» Е. В. Перцева Биоиндикация экосистем Методические указания для проведения лабораторных занятий Кинель РИЦ СГСХА 2016 1 УДК 57(07) ББК 40.38Р П-27 Перцева, Е. <...> П-27 Биоиндикация экосистем : методические указания для проведения лабораторных занятий / Е. В. Перцева. <...> Методические указания для проведения лабораторных занятий содержат методики биоиндикации основных свойств почвы, воды и загрязнений окружающей среды с использованием различных индикаторов (беспозвоночных животных, высших растений, эпифитных лишайников и хвойных деревьев). <...> © ФГБОУ ВО Самарская ГСХА, 2016 © Перцева Е. В., 2016 2 Предисловие Основной целью методических указаний «Биоиндикация экосистем» является формирование у студентов, обучающихся по направлениям подготовки 35.03.04 «Агрономия», профиль «Агрономия» и 35.03.05 «Садоводство», профиль «Декоративное садоводство и ландшафтный дизайн» системы компетенций для решения профессиональных задач по выбору и использованию естественных биоиндикаторов и биотестов в процессе оценки естественных состояний и загрязнений наземных агро- и экосистем, степени их нарушенности в результате деятельности человека. <...> Для достижения поставленной цели в методических указаниях решаются следующие задачи: обучение использованию высших растений и растительных сообществ как индикаторов экологических условий, беспозвоночных животных как индикаторов основных свойств почв; изучение методов биоиндикации степени нарушения экосистем, качества воды и степени загрязнения водоемов; ознакомление с основными методами биологического тестирования агро- и экосистем. <...> Методы учета микро- и мезофауны в наземных экосистемах и обитающих в почве физиологически водных беспозвоночных <...>
Биоиндикация_экосистем__методические_указания_для_проведения_лабораторных_занятий_.pdf
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Самарская государственная
сельскохозяйственная академия»
Кафедра «Растениеводство и земледелие»
Е. В. Перцева
Биоиндикация экосистем
Методические указания для проведения
лабораторных занятий
Кинель
РИЦ СГСХА
2016
1
Стр.1
УДК 57(07)
ББК 40.38Р
П-27
Перцева, Е. В.
П-27 Биоиндикация экосистем : методические указания для проведения
лабораторных занятий / Е. В. Перцева. – Кинель : РИЦ
СГСХА. – 55 с.
Методические указания для проведения лабораторных занятий содержат
методики биоиндикации основных свойств почвы, воды и загрязнений
окружающей среды с использованием различных индикаторов
(беспозвоночных животных, высших растений, эпифитных лишайников и
хвойных деревьев). Учебное издание предназначено для студентов, обучающихся
по направлениям подготовки 35.03.04 «Агрономия», профиль
«Агрономия» и 35.03.05 «Садоводство», профиль «Декоративное садоводство
и ландшафтный дизайн».
© ФГБОУ ВО Самарская ГСХА, 2016
© Перцева Е. В., 2016
2
Стр.2
Предисловие
Основной целью методических указаний «Биоиндикация экосистем»
является формирование у студентов, обучающихся по
направлениям подготовки 35.03.04 «Агрономия», профиль «Агрономия»
и 35.03.05 «Садоводство», профиль «Декоративное садоводство
и ландшафтный дизайн» системы компетенций для решения
профессиональных задач по выбору и использованию естественных
биоиндикаторов и биотестов в процессе оценки естественных
состояний и загрязнений наземных агро- и экосистем,
степени их нарушенности в результате деятельности человека.
Для достижения поставленной цели в методических указаниях
решаются следующие задачи: обучение использованию высших
растений и растительных сообществ как индикаторов экологических
условий, беспозвоночных животных как индикаторов основных
свойств почв; изучение методов биоиндикации степени нарушения
экосистем, качества воды и степени загрязнения водоемов;
ознакомление с основными методами биологического тестирования
агро- и экосистем.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование
следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВО и требованиями
к результатам освоения ОПОП ВО).
Направление подготовки 35.03.04 «Агрономия»,
профиль «Агрономия»
Общепрофессиональные компетенции:
- готовность установить соответствие агроландшафтных условий
требованиям сельскохозяйственных культур при их размещении
по территории землепользования.
Профессиональные компетенции:
- способность к лабораторному анализу образцов почв, растений
и продукции растениеводства;
- готовность адаптировать системы обработки почвы под
культуры севооборота с учетом плодородия, крутизны и экспозиции
склонов, уровня грунтовых вод, применяемых удобрений и
комплекса почвообрабатывающих машин;
- способность использовать агрометеорологическую информацию
при производстве растениеводческой продукции.
3
Стр.3